Кто выигрывает в противостоянии банков и платежных систем?

На модерации Отложенный Бурное развитие сетей платежных терминалов в России может наткнуться на меры госрегулирования: под флагом борьбы с обналичиванием государство собирается подчинить терминальные сети банкам. Группа "Элекснет" надеется благодаря этому получить конкурентные преимущества.

На прошлой неделе Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) объявила о своем желании подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на компанию "Элекснет". Утверждается, что сотрудники "Элекснета" обходили московские магазины, в которых были установлены платежные терминалы конкурирующих компаний, и доказывали владельцам, что терминалы конкурентов работают незаконно. Хотя представители "Элекснета" заявили, что "никому из наших сотрудников поручений ходить по магазинам и очернять конкурентов мы не давали", данный конфликт стал лишь очередным симптомом той напряженной ситуации, которая сложилась на рынке платежных терминалов.

Единственная вертикаль

Первые платежные терминалы, появившиеся в 2001 году на улицах Москвы, были от "Элекснет". В настоящее время сеть "Элекснета" насчитывает около 2000 аппаратов в 10 городах России. 60% этой сети сконцентрировано в Москве. "Элекснет" является единственным на данном рынке примером вертикально-интегрированной компании: она не только обслуживает функционирование платежной системы, но сама владеет терминалами и сама их производит. Кроме того, в качестве процессинговой компании "Элекснет" обслуживает около 8000 банкоматов, принадлежащих коммерческим банкам. По разным оценкам, на "Элекснет" приходится от 4% до 6% всех платежей, проходящих через платежные терминалы. Всего же в стране насчитывается от 60 000 до 100 000 таких аппаратов, причем, по данным J'son & Partners, в прошлом году объем российского рынка платежей через них составил $2 – 2,5 млрд. "Интерес предпринимателей и дилерских компаний к терминалам связан с тем, что в 2006 году рынок платежей вырос на 36%. Почти каждый третий пользователь сотовой связи попробовал такой способ оплаты. На терминалы пришлось около 10% платежей на счета сотовых операторов от частных лиц", – отмечает начальник управления пассивных и комиссионных операций ВТБ-24 Юлия Деменюк.

Три четверти всех платежей проходит через три платежные системы: ОСМП, e-port и "Киберплат". "Элекснет"– не самая крупная в России. В составе так называемой Объединенной системы моментальных платежей (ОСМП), на которую, по разным оценкам, приходится от 30% до 50% рынка, зарегистрировано более 30 000 терминалов самообслуживания. Однако сопоставление с "Элекснетом" не совсем корректно, поскольку они не являются едиными компаниями. Крупнейшие в России системы по приему платежей имеют децентрализованную структуру. Одноименные компании – "Киберплат", ОСМП, Группа e-port – не являются владельцами подавляющего большинства пунктов приема платежей, а выполняют функции координаторов и занимаются процессингом, программным обеспечением, расчетами и развитием сети. Между тем в сами терминалы инвестируют многочисленные участники платежной системы, которые получают статус дилеров, субдилеров, агентов и региональных представителей. Такую схему работы называют агентской. Впрочем, и "Элекснет" взял на процессинговое обслуживание две компании в Санкт-Петербурге и Ижевске, владеющие в общей сложности 600 терминалами.

Сделай сам

"Элекснет" был основан в 2000 году тремя физическими лицами – Юрием Мальцевым, Сергеем Кузиным и Юрием Локотцовым. Все трое были профессионалами финансово-банковской сферы: Юрий Мальцев возглавлял департамент методологии и организации расчетов Центробанка, Сергей Кузин был известен как основатель платежной системы "Юнион Кард", а Юрий Локотцов возглавлял консалтинговую компанию "Межбанковский финансовый дом". По словам главы "Элекснета" Юрия Мальцева, создание системы терминалов самообслуживания в России началось почти одновременно с Западом, и поэтому в каком направлении должен развиваться бизнес, было еще не совсем ясно. Специальной техники не было, и компания взяла на вооружение дорогие (по $18 000) банкоматы немецкой фирмы Wincor Nixdorf. По сути, эти машины могли производить только одну операцию: переводить платежи за мобильный телефон с пластиковых карточек. Постепенно стало ясно, что бизнес может развиваться только в случае, если автоматы будут принимать наличные деньги, и если сами аппараты будут дешевле. Сегодня все терминальные сети в России работают на оборудовании отечественного производства. Как сообщил "Ко" генеральный директор ОСМП Владимир Лопатин, ведущим производителем является компания Card-Master, выпускающая терминалы под брендом ОСМП: ее производственные мощности базируются на Московском заводе счетно-аналитических машин, и она обеспечивает 45% общего числа производства терминалов. Второй по объему производства является компания "Уникум", доля выпускаемых ею терминалов составляет 39%.

Но "Элекснет" свои терминалы делает сам. Сборка терминалов для "Элекснета" происходит в подмосковных Люберцах, причем если электроника для них изготавливается, как правило, в Китае, то самые важные комплектующие – приемники денег – поставляются из развитых стран (Канады, США и Японии). Себестоимость собственных терминалов составляет $5500 – $6000, что, конечно, дешевле брендовых банкоматов, но дороже многих производимых в России терминалов – те иногда стоят по $3000 и меньше.

Только телефоны

Развитие бизнеса "Элекснета", как и всего терминального рынка, происходило не только через совершенствование техники, но и через постепенное расширение круга компаний, услуги которых можно оплачивать. К мобильным операторам постепенно прибавились компании кабельного телевидения, интернет-провайдеры, системы денежных переводов. Юрий Мальцев уверен, что наиболее перспективным направлением развития является погашение банковских кредитов – общий объем кредитов физлицам уже перевалил за 2,5 трлн рублей. Своим важным достижением "Элекснет" считает введение услуги "записная книжка"– когда система запоминает реквизиты получателей, введенные данным клиентом. Представители других платежных систем также уверены, что будущее – за расширением круга получателей денег.

"Мы уверены, что одной из самых перспективных является оплата услуг ЖКХ, хотя ее подключение в различных регионах сопряжено с техническими и организационными трудностями, – считает генеральный директор Группы e-port Александр Покровский. – Пока в платежных терминалах e-port можно оплатить услуги ЖКХ в Москве, Тюмени, Липецке".

"Планируется подключение к оплате услуг ЖКХ ряда крупных городов России, увеличение количества терминалов для оплаты счетов ГИБДД, появится услуга по продаже билетов и контрамарок на спектакли и концерты", – рассказал "Ко" глава ОСМП Владимир Лопатин.

Однако пока все эти направления являются скорее потенциальными, чем реальными: порядка 95% всех платежей, проходящих через терминалы, по-прежнему идут в адрес операторов сотовой связи.

Продаются деньги

Поскольку "Элекснет" не использовал "агентскую" схему развития, он нуждался в инвестициях для развития собственых терминальных сетей. Сегодня 49,9% акций принадлежит зарубежным инвестфондам Mint Capital и Benchmark Capital Europe, которые в общей сложности вложили в "Элекснет" $12 млн. В принципе руководство компании вполне допускает возможность проведения в будущем IPO. Но это произойдет не сегодня – из-за крайне неопределенной ситуации, сложившейся на рынке. Сейчас системы платежных терминалов застыли в ожидании: в какую сторону двинется государственное регулирование.


По мнению Юрия Мальцева, ситуация на рынке терминалов резко изменилась примерно в 2005 году, когда совпали две, на первый взгляд, не связанные друг с другом тенденции: усилились меры по регулированию игрового бизнеса и началась борьба с отмыванием и обналичиванием денег в коммерческих банках. В результате на черном рынке обналичивания возник дефицит, и многие могли обратить внимание, что в платежных терминалах собираются большие суммы наличных, которые вполне можно продавать желающим. Разумеется, наличность концентрируется и в розничной торговле – но, во-первых, эта отрасль сама в них нуждается, а во-вторых, государство следит за ней, в частности, через контрольно-кассовые аппараты. Между тем терминалы, в отличие от кассовых аппаратов, нигде не регистрируются. Для некоторых держателей терминалов основным источником дохода стали не комиссионные, взимаемые с плательщиков, а "продажа" наличных денег. По оценкам Мальцева, процессу превращения платежных терминалов в "аппараты для обналичивания" способствовал приход в терминальный бизнес людей из бизнеса игрового – да и некоторые предприятия, специализировавшиеся на производстве игрового оборудования, стали выпускать терминалы. Все это привело к резкому развитию терминальных сетей, обострению конкуренции, и, как следствие, к росту арендной платы: за последние два года она выросла в 3 – 4 раза.

Проблема обостряется как раз из-за того, что платежные системы обладают довольно "рыхлой" структурой собственности. Хозяином стоящего на улице терминала, например, может оказаться владелец соседней торговой палатки. Юрий Мальцев собирает коллекцию странных чеков, выдаваемых уличными аппаратами. Один и тот же может печатать на чеках названия разных организаций, могут стоять совершенно замечательные пометки "ИНН-1" или "ИНН-нет" и, наконец, на чеке может вообще не быть названия хоть какого-нибудь учреждения. Главе "Элекснета" даже известен завод, который специально установил сеть платежных терминалов, чтобы из собранных в них наличных выплачивать рабочим "черную" зарплату. Вполне можно ожидать, что государство начнет гонения на держателей "черных кассовых аппаратов".

Правда, представители других платежных систем уверены, что проблема обналичивания раздута прессой.

"Рынок электронных платежных систем не более криминален, чем какой либо другой, – уверен Владимир Лопатин. – Не совсем понятно, почему именно собственников платежных терминалов решили обвинить в использовании схем по обналичиванию, притом что возможностей здесь не больше, чем на всем розничном рынке. Для борьбы с этим явлением существуют правоохранительные органы, причем нет и не было ни одного судебного процесса, касающегося отмывки денег через платежные терминалы. Мы склоняемся к мнению, что это не более чем нагнетание нездорового ажиотажа недовольными своим положением участниками рынка электронных платежных систем".

С этим мнением совершенно согласен Александр Покровский из Группы e-port. "Нам неизвестны факты каких-либо уголовных процессов касательно платежных терминалов, – считает он. – Безусловно, мы не можем отрицать возможности существования подобных схем. Но нужно понимать, что мы, как и все крупные игроки рынка, категорически против них и готовы всячески помогать государственным органам в предотвращении подобных явлений, ведь нам интересно работать с лояльными агентами, основным бизнесом которых является именно прием платежей".

С банками и без банков

На проблему реального или мнимого обналичивания накладывается еще одна, связанная с взаимодействием терминальных сетей и коммерческих банков. Летом 2006 года была принята поправка к закону "О банках и банковской деятельности", которая определила право владельцев терминалов принимать платежи только в случае заключения договора с кредитной организацией (банком). Для терминальных сетей эта поправка не стала радостной новостью. Во-первых, банки могут претендовать на часть комиссионных. Во-вторых, банки взялись бы контролировать размер комиссионных в терминалах. В-третьих, для децентрализованных платежных систем, организованных по агентской схеме, могут возникнуть серьезные организационные трудности: ведь банки должны заключать договоры со всеми сотнями и тысячами участников платежных систем, включая ПБОЮЛ. Для "Элекснета" такой проблемы не существует, потому что в составе группы имеется собственная кредитная организация – Московский клиринговый центр. Именно поэтому "Элекснет" обвиняли в том, что он лоббировал этот закон. По другой версии, истинным лоббистом было банковское сообщество: терминальные сети являются серьезным конкурентом для банков, пытающихся развиваться через собственные банкоматные системы. "Мы все-таки конкуренты, – отмечает заместитель председателя правления СДМ-банка Владимир Луценко, – потому что прием платежей – это одна из основных банковских функций, и существующее законодательство ставило нас с компаниями в разные конкурентные условия. Банки регулируются правилами Центрального банка, компании же не регулируются ничем".

Но закон фактически не начал работать. Банки ждут не дождутся, когда начнется внедрение поправки в жизнь. Представители банковского сообщества утверждают, что таким образом будет решена проблема обналичивания. "Подобные факты (обналичивания. – "Ко") действительно имеют место, и с этим необходимо бороться, – заявил Владимир Луценко. – Один из методов борьбы – норма, что все операции, осуществляемые с помощью терминала, должны проводиться через банк. У компании, которая владеет терминалом, обязательно должен быть договор с банком. Это позволит "обелить" платежи".

Однако представители других платежных систем резонно полагают, что в результате пострадает потребитель. "Во-первых, почти на треть сократится число терминалов, поскольку индивидуальные предприниматели не смогут участвовать в бизнесе. Во-вторых, увеличится комиссионная ставка, поскольку появится еще один участник – банк. В-третьих, сократится число провайдеров, услуги которых можно оплачивать через терминалы. При этом нет никаких гарантий, что введение новых законодательных норм обеспечит оптимизацию платежного бизнеса и оградит платежные системы от мошенников", – уверен глава ОСМП Владимир Лопатин.

Генеральный директор Группы e-port Александр Покровский считает, что банковская схема работы терминальных сетей не менее потенциально криминальна, чем агентская. "Возможность работы с наличностью точно так же присутствует и при работе по банковской схеме, – уверен Покровский. – Ведь в действительности включение банка в цепочку приема платежей не сможет исключить возможности существования "черных" схем.

Государственное вмешательство может привести к перераспределению долей на рынке терминалов, однако в том, что сам рынок будет развиваться, никто не сомневается. По оценке Юлии Деменюк, в течение двух лет доля терминалов может вырасти до 60% от общего объема платежей. Однако если государство действительно возьмется за регулирование этого сектора, то его активным участником станут банки – чего до сих пор не было. Возможно, существующая сегодня резкая граница между банковскими банкоматами и небанковскими платежными терминалами сотрется. "Тарифы в терминалах коммерческих организаций, как правило, выше, чем тарифы на аналогичные операции в банке, то есть в части тарифов терминалы являются неконкурентными. В перспективе, при развитии банками собственной терминальной сети, обороты платежей через небанковские организации могут снизиться", – уверена эксперт.