Отцы и дети под одной крышей: наша сила или наказание?

Когда мне было немного за 20, я спросила отца, могу ли я пожить в родительском доме. На что получила такой ответ: "Конечно, если ты готова платить 2 тыс. долларов в месяц за аренду неотапливаемого подвала, то ради бога". А когда я (в шутку) согласилась на такие условия, он тут же удвоил цену.

Намек его был мне понятен - остаться в родительском доме мне не удастся. Мою комнату, где я провела половину своей жизни, переделали в кабинет моей приемной матери, которую периодически используют как комнату для гостей.

Так что можете себе представить, как я обрадовалась, когда узнала, что в России, как и во многих других странах, детям разрешают оставаться под родительским кровом, пока они не заведут собственную семью. Я знаю много молодых россиян, который живут отдельно или даже снимают квартиру с другими людьми. Однако большинство моих русских знакомых все же живут с родителями, и я не раз приводила их в пример моим собственным родителям, чтобы переубедить последних. В итоге мне удалось уговорить маму потерпеть мое присутствие в ее доме в течение небольшого отрезка времени перед моим переездом в Россию. Однако после того, как я захламила своими баулами и чемоданами всю ее квартиру, понятно, что больше она к себе меня не пустит.

Аргумент у моих родителей такой: сами они никогда не захотели бы жить со своими родителями, нездоровая это практика. А я им парирую, что русские жили с родителями веками, располагая при этом гораздо меньшей жилплощадью.

Конечно, в России многие живут с родителями в одной квартире просто потому, что деваться некуда. А американцы из-за традиции по достижении совершеннолетия покидать родительское гнездо находятся под огромным социальным прессингом как можно скорее найти себе вторую половину и заключить брак. (Об этом - в отдельном блоге). Так или иначе, мне жаль, что у нас в Америке в семьях не такие близкие отношения, как в России, где, возможно, это сближение произошло из чисто практических соображений.

Так вот, может мне и не удалось уговорить отца пустить меня пожить в родительском доме, но это не означает, что я не последую другой, не менее замечательной российской традиции. Я не собираюсь поступить так, как поступают многие американцы - отправить своих стариков в дом престарелых. Ни за что так не поступлю.

Русская культура научила меня тому, как важно заботиться о детях и стариках.

Конечно, в США проблема отчасти в том, как далеко мы порой живем от своих родителей. Американцы следуют за своей фирмой или партнером в любой уголок страны, независимо от того, где живет их семья. Россияне же перемещаются в основном по направлению к Москве или Петербургу, что не исключает возможности помогать оттуда своей семье или перевезти ее туда.

Моя бабушка в возрасте 65 лет решила переехать в жилой комплекс для пенсионеров. Это чем-то напоминает лагерь, куда детей отправляют на каникулы - только для пожилых людей. Бабушке там нравится, мама живет недалеко, ее часто навещают родственники. Но меня просто шокирует то, что, когда наступит время, бабушка хочет переехать в ту часть комплекса, где расположен дом престарелых.

Мама предложила бабушке купить пополам дом - такой большой американский дом, каких было много в США в те далекие времена, когда американцы еще чтили семейные традиции. В этих домах было три этажа. На первом жили бабушка с дедушкой, на втором - родители, на третьем - молодожены. Теперь эти дома переделали в многоквартирные... От предложения мамы бабушка вежливо отказалась.

На другом побережье Америки мать моего отца - ей за 90 - живет в доме, который практически можно считать домом престарелых. Родители этой бабушки родом из России и Литвы, однако, похоже, переехав в Америку ее семья оставила традиции заботиться о стариках в Старом Свете. Сыновья живут недалеко от дома престарелых и раз в неделю вывозят ее в ресторан на ужин. А ходить в туалет и одеваться ей предлагает чужой человек. Лично мне такое положение дел не по душе.

Конечно, вы можете мне возразить, что сама я поселилась в тысячах километрах от собственной семьи. Но я все равно рано или поздно вернусь в Америку, и вернусь туда вооруженная российскими традициями семейной жизни. И, возможно, я еще пожалею, что пообещала это в письменном виде, но если моя молодая дочь захочет остаться жить под моей крышей, я возражать не буду. Даже если к тому моменту все мы переселимся на Луну или на Марс. И маму, когда она состарится, я заставлю жить в моем доме. Если она будет возражать, я напомню ей о ее поездках в Россию и о том, что русские живут так уже многие столетия.