Кто такие китайские \"крестные отцы\"

На модерации Отложенный Главный редактор альманаха China Economic Quarterly Джо Стадвелл написал книгу "Азиатские крестные отцы: деньги и власть в Гонконге и Юго-Восточной Азии".

Это подробное описание того, как и откуда возникли азиатские олигархи и чего от них ждать. Используя данные различных журналистских исследований, интервью и другие источники, Стадвелл рассказывает, как волею обстоятельств (среди которых колониализм, Вторая мировая война, финансовые кризисы) эти люди пришли к своим капиталам и безграничной власти.

Называя их "крестными отцами" Стадвелл имеет в виду лишь то, что они мужчины и патерналисты, ведущие замкнутый образ жизни. Автор заявляет, что не собирается ни судить их, ни доказывать их причастность к организованной преступности. Он просто пишет об азиатских миллиардерах – людях, богатеющих ныне так же стремительно, как развивается и этот загадочный азиатский рынок.

Кто же они – азиатские магнаты? Чем занимаются? Их интересы весьма разносторонни: от судовладельцев до производителей баранины. Они достигли невероятных успехов в заигрываниях с власть предержащими, особенно в Малайзии или в Таиланде. Это во многом объясняет, почему власти этих стран не помешали этническим китайцам, вроде Ли Кашинга, Лием Сио Лионга, Роберта Кука или Квек Ленг Бенга, заработать миллиарды долларов.

Нет никакой случайности в том, что азиатские диктаторы, вроде Сухарто из Индонезии или Маркоса с Филиппин, отдавали целые отрасли экономики своих стран (такие, как торговля сахаром или табаком) этническим китайцам. Будучи людьми пришлыми, эти магнаты не вмешивались в политику, что превращало их в суперлояльные к власти источники финансирования режимов.


Китайские магнаты настолько же безжалостны к своим конкурентам, насколько преданы политическим руководителям. Сейчас они получили возможность играть на стремительно развивающемся китайском рынке, и этой возможностью пользуются сполна. Теперь в Китае 20 миллиардеров, а этнических китайских олигархов с состоянием более $1 млрд уже 72.

Китайские миллиардеры (вообще китайский бизнес) практически безраздельно доминируют во всей Юго-Восточной Азии – в Малайзии (восемь из девяти, доля китайцев в населении – 32%), Сингапуре (четыре из четырех), Таиланде (два из трех, доля китайцев в населении – 14 %), имеют сильные позиции в Австралии, даже в монолитной Японии, которую китайцы вообще-то смертельно ненавидят. Наконец, в США – шесть китайских миллиардеров. Вал китайских товаров практически уничтожил производство одежды, игрушек, некоторых видов технике в Европе и Америке. Что нас ждет дальше – гибель автомобильной и компьютерной отрасли?

Теперь большинство китайских миллиардеров наслаждаются игрой в гольф, пока их бизнесом управляют нанятые западные топ-менеджеры и "местные" таланты. Но все равно, они пристально следят за своими компаниями, внимательно изучая финансовые отчеты о прибылях вплоть до последней запятой. Ну а как же правильно ответить на тест, приведенный в начале статьи? По мнению Джо Стадвелла, правильный ответ идет под третьим номером – от конкурентов можно ожидать любой отравы. Именно так поступил бы настоящий китайский олигарх.

По материалам Bloomberg