Громкие заявления стали излюбленным оружием российских политиков
На модерации
Отложенный
Лето хорошее время для информационных игр политиков. То главы двух российских столиц на пустом месте начинают рассуждать об объединении с соседними областями, заставляя понервничать коллег-губернаторов. То коммунисты предупреждают, что предполагаемое изменение границ избирательных округов может оставить некоторые северокавказские республики без представителей в Госдуме.
Эксперты «НИ» говорят, что сегодня жанр политической словесности популярен как никогда. При этом даже самые невероятные на первый взгляд инициативы иногда воплощаются в жизнь.
В советские времена был анекдот. Никсон спрашивает у Брежнева: «У нас в Америке, если поднять цены на процент, то тут же идут манифестации, протесты. А у вас в СССР колбаса подорожала вдвое, и ничего». Брежнев поясняет: «Мы в мае распускаем слух, что колбаса подорожает на 50%. Все бросаются в магазины, а цены прежние. В июне мы говорим, что колбаса подорожает на 70%. Приходит время и опять ничего. Тогда в июле мы поднимаем цену на 100%, и все с облегчением говорят – ну, наконец-то!» И сегодня жанр политической провокации весьма популярен.
Любимый прием политиков – используя СМИ, будоражить общественное мнение, чтобы затем сдать назад. Накануне открытия лагеря «Селигер» лидер движения «Наши» Василий Якеменко заявил журналистам, что оставит свой пост в 2008 году и передаст его комиссару, который выиграет выборы, проводимые внутри движения. В это время, по данным экспертов, г-н Якеменко вел переговоры в администрации президента: якобы он добивался назначения на должность руководителя еще не созданного Федерального агентства по молодежной политике при Минобрнауки. Переговоры, судя по всему, закончились ничем, и Василий Якеменко неожиданно заявил, что выборы его преемника «не более чем ролевая игра», и реальные выборы нового лидера, который возглавит движение в 2008 году, не проводились.
Зачастую политики, чтобы повысить собственную цитируемость, озвучивают самые странные инициативы. Так, в конце мая Владимир Жириновский предложил ввести в России «сиесту» в те дни, когда температура на большей части государства будет подниматься выше 25 градусов. Отдельно он решил заставить всех чиновников пройти службу в армии, получить высшее образование, иметь не менее двух детей, а также снизить свой вес до, как минимум, 90 кг. А в другой раз – установить в кабинетах чиновников видеокамеры, чтобы бороться с коррупцией, а срок депутатских полномочий увеличить до шести лет. Он предлагал: странам бывшего СССР войти в состав России, Украине разделиться и тоже войти в состав России, и так далее.
Стратегия Владимира Вольфовича нравится многим. В последнее время роль главного ньюсмейкера в стране пытается применить к себе спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который ежедневно высказывается по десяткам разных проблем, благодаря чему постоянно присутствует на лентах информационных агентств. За это лето он предложил сократить срок службы по призыву до шести месяцев, приравнять коррупцию к госизмене, высказался за введение госрегулирования цен на основные продукты питания, а также за госмонополию на алкоголь, предрек Москве и Московской области объединение вслед за слиянием Санкт-Петербурга с Ленинградской областью, а башкирам объявил, что им не нужен новый договор о разграничении полномочий с Москвой. Сам Сергей Миронов уверен, что все озвучиваемые им и его партией заявления «по существу». В свою очередь, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко предложила отзывать депутатов, наобещавших избирателям золотые горы, но не сдержавших слова. Кто будет проверять выполнение обещаний, она не пояснила.
«Такие шаги делаются для того, чтобы создать некий информационный повод, который позволил бы СМИ засветить того или иного политика, – рассказал «НИ» директор Научно-исследовательского центра Московского городского университета управления правительства Москвы Игорь Яковлев. – Мы можем говорить о попытке накормить пятью хлебами пять тысяч человек. У Спасителя это получилось, а получатся ли подобные вещи у этих политиков, я сильно сомневаюсь». Политолог Дмитрий Орешкин отмечает, что у наших людей не очень длинная память. «Если кто-то что-то круто сказал, лицо запомнилось, и слова запомнились, – говорит эксперт. – Для избирателей это вообще просто какой-то жанр устного народного творчества. Они вообще не понимают, зачем существует Дума. Очень многие люди воспринимают это как хоккей или как театр. Если это театр, то громкая фраза много значит».
Правда, не стоит легко относиться даже к самым странным инициативам политиков. Некоторые из них в итоге реализуются. Так, в ЛДПР еще в 2001 году говорили о том, что надо восстановить «традиционную для России схему управления – вертикаль власти» и настаивали на назначении губернаторов президентом, правда, тогда это казалось ерундой.
У «жириновцев» ведь есть предложения на все времена. Как мы теперь знаем, Владимир Вольфович оказался провидцем.
Часто политики вбрасывают в информационное пространство какую-то идею, которую никто реализовывать не собирается, но ее виртуальная угроза долго еще будоражит умы. Наиболее показательна в этом плане общественная борьба за третий срок президента. Самым горячим поклонником президента можно назвать того же Сергея Миронова, который впервые озвучил эту мысль еще в 2001 году, заметив тогда, что 4 года «для России в современных условиях – это мало». В 2004 году покойный президент Чечни Ахмат Кадыров заявил о необходимости ввести пожизненный президентский срок для Владимира Путина. Уже на следующий день Владимир Жириновский призвал снять все временные ограничения для пребывания одного лица в должности президента РФ. За 2006 год кто только не высказывался на эту тему. Представители североосетинского движения «Согласие и стабильность» в прошлом году собирались провести референдум по этому поводу. То же самое пытались сделать и активисты общественной организации «Патриоты Петербурга».
Однако в 2007 году тема заиграла новыми красками. Вслед за политиками уже и чиновники сочли своим долгом высказаться по этой теме. Президент Чечни Рамзан Кадыров выступает за пожизненный срок для Владимира Путина. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявляет, что «Владимир Владимирович должен еще раз баллотироваться, и желательно в 2008 году». Ей вторят глава администрации Тамбовской области «единоросс» Олег Бетин, вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. А бывший заместитель министра юстиции РФ Владимир Колесников вообще предложил написать новую Конституцию. Горячо поддерживает идею о третьем сроке и мэр Москвы Юрий Лужков. Но дальше всех пошли в Волгоградской области, где один из депутатов районной Думы выступил с инициативой избрания президентом России весной 2008 года… Людмилы Путиной.
Такая напористость позволяет Владимиру Путину вновь и вновь высказываться по этому поводу. И президент всякий раз твердо заявляет, что Конституцию менять нельзя. Но при этом он всегда добавляет что-либо, что заставляет чиновников нервничать. Так, зачитав 26 апреля свое послание к Федеральному собранию, Владимир Путин заявил, что следующее послание будет оглашать уже другой глава государства. Однако он тут же отметил, что ему «выступать с политическими завещаниями преждевременно». А, выступая на саммите в Хайлигендамме, он уже не исключил, что после 2008 года вновь будет баллотироваться в президенты.
Популярны у нас и игры в «плохих министров» и «доброго царя». К этой же категории можно отнести борьбу «единороссов» со Знаменем Победы. Предполагалось, что именно символ, а не официальная копия Знамени Победы должен использоваться наряду с государственным флагом РФ на предстоящих юбилейных празднованиях 9 Мая. Со всех сторон на «единороссов» посыпалась критика. Больше всех по этому поводу выступал Сергей Миронов и возглавляемый им Совет Федерации закон отклонил. Но упорные думцы вето преодолели и направили скандальную инициативу на подпись президенту. Владимир Путин, разумеется, ничего подписывать не стал, а председатель Госдумы Борис Грызлов тут же заявил, что именно он предложил президенту скорректировать скандальный закон. Станислав Белковский полагает, что такого рода инициативы дают власти заработать очки.
Сегодня общественное мнение часто используется и для маскировки ужесточения законодательства. Вот думцы вносят на рассмотрение палаты какой-либо закон, содержащий различные драконовские меры. Он тут же притягивает к себе внимание общественности, на депутатов обрушивается шквал критики, кто-то из лидеров категорично заявляет, что в таком виде документ не будет принят. Затем думцы сдают назад, документ якобы смягчается, но в итоге меры все равно ужесточены по сравнению с тем, как было раньше. Зато создалось впечатление, что общественность надавила на политиков. Из последних примеров можно привести нашумевшие поправки к КоАП, ужесточающие санкции за нарушение Правил дорожного движения (ПДД), внесенные «Единой Россией». Первоначальный вариант был намного жестче принятого, но тогда представители общественных организаций водителей грозились «единороссам» массовыми акциями, если документ выйдет в таком виде. Поправки были смягчены, но в итоге-то депутаты все равно своего добились – штрафы выросли в несколько раз…
Комментарии