Российские постолигархи зарабатывают главным образом на оказании услуг власти

На модерации Отложенный Постиндустриальная экономика предполагает, что капитал во все большей степени создается не в производстве, а в сфере услуг. И отечественная экономика находится в русле мировых тенденций. По крайней мере, ее передовая постолигархическая часть.

Постолигархи отличаются от обычных тем, что не стремятся конвертировать деньги в политическое влияние и наоборот. Это просто очень богатые люди, имеющие равные с остальными гражданские права. И в первую очередь — право быть полезным государству. На выгодных для себя условиях.

Если выстраивать исторические параллели, то постолигархи во многом близки с откупщиками в Древнем Риме. Напомню: поздняя республика настолько плохо администрировалась, что даже не могла собирать налоги в провинциях. Тогда некие предприимчивые граждане предложили взять эту деликатную работу на себя, получив взамен всю прибыль сверх норматива. Это были коммерческие структуры, выполнявшие функции государства от его имени и получавшие на этом деньги.

Российские постолигархи предпочитают не афишировать тот факт, что действуют в интересах государства, хотя это бывает очевидно. Первой подобной сделкой, пожалуй, можно считать покупку Романом Абрамовичем у свежеизгнанного Бориса Березовского пакета акций ОРТ с последующей перепродажей их Сбербанку по той же цене. Оказав эту услугу, Роман Аркадьевич через некоторое время отправился в Лондон не как политэмигрант, а как владелец «Челси».

Накануне было объявлено о подготовке двух весьма похожих по духу сделок. Совладелец «Газметалла» Алишер Усманов, скорее всего, приобретет крупный и скандальный пакет акций «Мегафона», хозяин «Базэла» Олег Дерипаска — «Русснефть» Михаила Гуцериева.

Первая сделка, что называется, назревала — по ходу развития корпоративного конфликта. Не вдаваясь в подробности, скажу, что дочерние структуры «Альфы» и бермудский фонд IPOC спорили за блок-пакет «Мегафона», судились как в России, так и за рубежом. В итоге швейцарский арбитражный суд пришел к выводу, что бенефициар IPOC — российский министр связи Леонид Рейман. Штука в том, что если бы разбирательства продолжились, то суды могли бы прийти к выводу, что Рейман — далеко не единственный представитель питерской политической элиты среди конечных собственников «Мегафона».
И даже не первый по степени близости к президенту (в скандале неоднократно фигурировало имя жены президента). Поэтому «конечным собственникам» необходимо было поскорее выйти из проекта, разумеется, получив хорошие отступные. Усманов, судя по всему, их может заплатить.

Относительно причин атаки на «Русснефть» и — шире — на бизнес Гуцериева подобной ясности пока нет. Может, это следствие интереса некоторых госкомпаний к любым нефтяным активам, или хвост «дела Козлова», или последствия личной ссоры Гуцериева с кем-то из особо приближенных. Очевидно одно: бизнесмен совершил какой-то «несистемный поступок» и был за это наказан. Возможно, в другой ситуации его компанию и купила бы «Роснефть», но у нее сейчас просто нет денег — и так назанимала на скупку наследства «ЮКОСа» даже больше, чем хотела. Бесхозным добро быть не может, абы в чьи руки отойти — тоже. И проверенные руки Дерипаски здесь весьма кстати.

Не важно при этом, перепродаст ли потом Дерипаска компанию Гуцериева «Роснефти» или нет. Он и так честно признался в том, что всегда готов отдать государству весь свой бизнес по первому требованию. Впрочем, термин «отдать» здесь не вполне точный и рассчитанный скорее на публику. Постолигархи тем и отличаются, что всегда готовы конвертировать собственность в деньги.

В этом отношении опять же показателен пример Абрамовича, который продал «Сибнефть» «Газпрому» за 13 миллиардов долларов. Они, в сущности, и составили гонорар за все сервисные услуги, оказанные Романом Аркадьевичем режиму (нынешнему и предыдущему, а возможно, авансом, и будущему). Дерипаска как человек прагматичный, видимо, тоже пришел к выводу, что продажа и перепродажа бизнеса государству — дело менее хлопотное и при этом более прибыльное, чем проведение IPO или поиск стратегического партнера на Западе. Если сбросить все идеологические наслоения, то в основе мы увидим чистой воды спекуляцию. Кстати, именно с нее большей частью и начинали сегодняшние постолигархи…