Кто и зачем останавливает конвейер АвтоВАЗа?

На модерации Отложенный

Несколько сотен автомобилей, сошедших с конвейера недоукомплектованными, - такой итог прошедшей в среду на АвтоВАЗе забастовки представили ее инициаторы. Руководство автомобильного гиганта заверяло: никаких потерь производству не нанесено. Ощутят ли на себе последствия забастовки покупатели машин - еще вопрос, зато политики уже сейчас готовы определить победителей и побежденных в этой акции.

В среду утром истек срок ультиматума, который альтернативный вазовский профсоюз "Единство" выдвинул руководству завода.

Требование одно - поднять зарплату до 25 тысяч рублей в месяц.

- Забастовок на АвтоВАЗе до сих пор было три, в 1996, 1998 и в 2002 годах, последнего повышения заработной платы рабочие добились во второй, - объяснял "Известиям" член стачкома электромеханик Антон Вичкунин. - С тех пор рабочий конвейера в среднем получает 5-6 тысяч рублей. С выходом сверхурочно и в выходные выходило около 10 тысяч. Мы просим поднять зар-плату в два с половиной раза, а руководство пока что обещает прибавку в 4,6%, то есть две сотни рублей. Это нас не устраивает.

Утром рабочие сборочно-кузовного производства (цех 45-2) по собственной инициативе остановили главный конвейер сборки основных узлов двигателя, что парализовало работу нескольких цехов. В районе столовой провели собрание, на котором приняли решение о предупредительном характере акции. На рабочие места не вернулось около трехсот человек. Уходить с завода они не стали, расположившись группами на траве. Через некоторое время к бастующим присоединились недовольные из цеха 46-1, а коллектив механосборщиков из цеха "Мотор-3" прекратил производство, оставшись при этом на рабочих местах. В итоге в забастовочном движении из пяти тысяч работающих в первой смене в этих цехах участие приняло около тысячи. За три с половиной часа завод выпустил, как уверяют забастовщики, несколько сотен некомплектных автомобилей - все работники цеха выполняют строго определенные операции, отчего заменить отсутствующего сотрудника некем.

Между молотом и наковальней оказался официальный профсоюз АСМ ("Автосельхозмаш"). До сих пор взгляды на существующее положение дел профсоюзных лидеров и руководства завода совпадали. Сейчас, дабы не дискредитировать себя, АСМ не может открыто выступить на стороне руководства (его задача все-таки представлять интересы рабочих). Но не может изменить и свои взгляды.

Официальные представители АвтоВАЗа настаивают, что все сошедшие вчера с конвейера автомобили в полном порядке. И приводят совсем другие данные о количестве работников, принявших участие в забастовке, - по их данным, на работу не вышло всего лишь около 100 человек.

"Накануне приближающихся выборов кому-то выгодно в своих узкополитических интересах дестабилизировать обстановку на заводе, при этом "разменной монетой" пытаются сделать трудовой коллектив", - говорится в официальном заявлении руководства АвтоВАЗа. И, как полагают эксперты, такая оценка вполне отражает действительность.

Откуда взялись требования вазовских забастовщиков? Они напрямую оттолкнулись от предвыборной программы самарских "единороссов", с которой они минувшей весной пытались завоевать областную думу, - именно оттуда взялась цифра в 25 тысяч рублей. Она красовалась на всех билбордах. Справедливости ради надо сказать, что изначально ЕР говорила как минимум о трехлетнем сроке, необходимом для такого повышения зарплат в среднем по стране, но билборды об этом умалчивали. Профсоюз в итоге решил поднять на знамена именно магические 25 тысяч. Так что главный вопрос - даже не "почему это происходит", а "почему это происходит именно сейчас".

Во-первых, в самом Тольятти готовятся к выборам мэра города, которые должны пройти в марте 2008 года. Сейчас там есть только исполняющий обязанности градоначальника - предыдущий мэр, Николай Уткин, был арестован в мае этого года по обвинению во взяточничестве. А борьба за кресло мэра - это неизбежно игра на поле АвтоВАЗа, в полном смысле слова градообразующего предприятия. Показательно, что Петр Золотарев, лидер инициировавшего забастовку профсоюза, в предыдущих выборах мэра участвовал, но проиграл. Возможно, на этот раз он надеется получить другой результат.

Во-вторых, в Самарской области, как и в других регионах, уже по сути идет предвыборная парламентская кампания. И происходящее на ВАЗе эксперты единодушно называют одним из эпизодов противостояния между "Единой Россией" и "Справедливой Россией". История с предвыборными обещаниями оказалась весьма удобным инструментом - руководство АвтоВАЗа почти в полном составе входит в ЕР.

- Политический интерес здесь, безусловно, есть, но я не вижу в этом никакого криминала, - говорит политолог Дмитрий Орешкин. - Две партии политически борются за избирателя, и это нормально. Рабочим, конечно, из конкурирующей партии "посоветовали", но сейчас они заявляют: мы за вас проголосовали, наши жены за вас проголосовали, дайте теперь 25 тысяч, про которые вы говорили. По сути такие истории учат партии большей ответственности: обещать-то надо аккуратней, даже будучи "Единой Россией".

Экономическая же основа забастовки выглядит гораздо более шаткой, нежели политическая.

Продажи падают, зарплаты растут - бастующие работники АвтоВАЗа считают, что так и должно быть. Но так не бывает в рыночной экономике. Одно дело, когда работники "Форда" во Всеволожске требовали денег - у них производительность труда в несколько раз выше, чем на ВАЗе, а все выпускаемые машины распроданы на несколько месяцев вперед. Разница между "Фордом" и "Жигулями" понятна всем - будь то отдельные машины или же производящие эти машины заводы. Но что до этого 110 тысячам сотрудников АвтоВАЗа, которые должны кормить своих детей? Ведь им некуда податься со своего градообразующего предприятия...

Конечно, отличия между ситуациями на "Форде" и на ВАЗе не только в том, что первый выпускает "иномарки", а второй - "ведра с гвоздями". С этим категорически не согласятся сотни тысяч почитателей российского автопрома. Разница в другом - на "Форде" профсоюз объединяет подавляющее большинство сотрудников и смог реально остановить производство. В Тольятти независимый профсоюз "Единство" объединяет всего несколько сотен человек, к тому же он политически ангажирован. Конечно, трехсот человек достаточно, чтобы ненадолго остановить конвейер, но если бастующие в меньшинстве, то едва ли они чего-то добьются.

К тому же, чего бы ни хотели профсоюзы, рабочие ВАЗа все равно останутся в проигрыше. Если зарплаты увеличатся, как они хотят, до 25 тысяч рублей, то заводу придется поднять и без того высокие отпускные цены. Значит, продажи будут падать еще быстрее, вырастут убытки, и зарплату будет нечем платить. И даже если требования профсоюзов не будут удовлетворены, руководству ВАЗа все равно придется сокращать число работников - иначе предприятию просто не выжить.

Делать черт-те что и ничего не менять?
Борис Клин, Обозреватель "Известий"

Часть рабочих АвтоВАЗа требует поднять им зарплату до 25 тысяч рублей. Активисты даже готовы устроить забастовку и остановить основной конвейер. Руководство завода отреагировало довольно нервно. Указало на происки врагов и попытки политической дестабилизации. В ответ креативные профсоюзники напомнили о предвыборных обещаниях "Единой России" повысить зарплаты именно до 25 тысяч. Оно, конечно, так. Партия на себя такие обязательства брала. Однако ведь речь шла о заработной плате. Не о пенсиях и пособиях. О деньгах за работу. Хочу это особенно подчеркнуть. Но, простите, а какое отношение к слову работа имеют сотрудники этого прославленного предприятия?

Несколько лет я пользовался произведенными там машинами. Сейчас, при обилии настоящих автомобилей, многие забывают, как это - ездить на "Жигулях". Так хочу напомнить. Только что купленный новенький аппарат надо было сразу гнать в автосервис на "протяжку" - затянуть недокрученные рабочими гайки. А дальше? Дальше лучше в стихах. Не в моих, но очень точных:

Лезло полгорода в мой карбюратор,
Каждый второй выставлял клапана,
Утром вчера полетел генератор,
Днем под машиной застала жена.
А я ведь еще полноценный мужчина,
И половых нет проблем у меня.
Блин, это не я имею машину,
Это она имеет меня.

И заметьте, я говорю не об устаревших моделях, не об отсутствии всевозможных мелких, но очень приятных изобретений, давно применяемых в западном автомобилестроении, - это вопрос не к работягам. Но за болты, за незавернутые шурупы и прочие винтики-шпунтики отвечают именно они. И вот за это им 25 тысяч?! "Штуку баксов"?!

Желание "ни черта не делать и до черта получать" испытывают многие. Но такая мечта не должны сбываться. Даже если ее осуществления добиваются политическими методами. И реакция на подобные попытки должна быть прямо противоположной. У тольяттинских деятелей надо конфисковать все, что нажито, и снизить выплаты до прожиточного минимума. И втолковать, что зарплата будет расти не потому, что им хочется на белую булку черную икру мазать, а лишь при условии - машины, которые выпускает завод, будут именно машинами, а не "ведрами с гайками".

Я не против того, чтобы вообще все-все-все много зарабатывали. Но именно зарабатывали, а не проводили время в цехах, кабинетах, классах и прочих служебных помещениях. Рост благосостояния должен зависеть исключительно от качества оказанных услуг. Вот когда "Жигули" будут не хуже "Сааба" или "Вольво", тогда и поговорим о повышении зарплаты. Пока ступайте, болезные, научитесь с гаечным ключом обращаться, как умеют это в Швеции, Германии. После приходите. А смутьянов надо просто выгнать за проходную. За брак, например. Или еще проще. Есть такое слово - "локаут". Как сказано в Большой советской энциклопедии, "одна из форм классовой борьбы буржуазии против рабочего класса, выражающаяся в закрытии капиталистами своих предприятий и массовом увольнении рабочих для оказания на них экономического давления". Давно пора у нас внедрить. Уж на АвтоВАЗе непременно.

\"

\"