Кому же верить, или 24 миллиона долларов
Я заметил, что СМИ очень неохотно публикуют такие материалы, что и понятно – не хочется ссориться, да и исков опасаются против ущерба деловой репутации. Но всё же я такой ущерб нанесу. Просто – чтоб не нанести ущерба большего.
История, которую я хочу рассказать, произошла ровно 24 года назад – холодной московской осенью-зимой 1991 года. СССР еще был жив – формально, но уже не фактически. Горбачев был в роли английской королевы, а правили удельные князья – Ельцин, Назарбаев и остальные, на тот момент еще не так однозначно закняжившие. Собственно, это противостояние Ельцина и Назарбаева и определило тогда судьбу СССР в гораздо большей степени, чем референдум об украинской независимости. Победа на всесоюзных выборах над Назарбаевым Ельцину гарантирована не была. Поэтому лучше было не рисковать, а просто поделить имение. Беловежье провело эту операцию без Назарбаева.
Но я хочу рассказать о другом. Вы помните первый грандиозный коммерческий успех в позднем РСФСР? Конечно. Это была Российская товарно-сырьевая биржа – РТСБ. Стоимость мест на этой бирже доходила, если мне не изменяет память, до нескольких миллионов советских рублей. Это были даже тогда деньги для обывателя совершенно немыслимые. О РТСБ говорили на каждом углу, ей посвящали стихи. В том числе – и очень ёмкие, как "И вновь шепчу, охреневая: "Российская, товарно-сырьевая..."".
Кто же был автором этого экономического чуда. Об этом чуть позже. Назову его пока просто "финансовый гений". Таким ведь он и был.
Осенью 91-го года, разнесся слух, что финансовый гений задумал новое предприятие – грандиозное и немыслимое. Российскую инвестиционную компанию. РИНАКО. С уставным капиталом в миллиард рублей – цифра в своей огромности для обывателя немыслимая тем более. Мы оперировали десятками. Потом – сотнями. К осени 91-го наиболее успешные стали оперировать тысячами и даже десятками тысяч. Но не миллионами-миллиардами...
Итак, гений объявил подписку на акции. Конечно – среди предприятий, у кого же на тот момент были такие личные деньги! Сколько стоила акция (а точнее пакет акций), я сейчас точно не помню, а в Википедии найти не смог, нет там статьи о РИНАКО (а зря). Но помню, что цена была не для мелкого предпринимателя, пусть даже и успешного.
Но оказалось, что и простому человеку путь к золотым акциям РИНАКО не заказан. РИНАКО нужны были агенты по подписке и с этими агентами РИНАКО расплачивалось по их желанию либо наличными, либо акциями.
И вот я с двумя и ныне здравствующими товарищами решил этим делом заняться. И занялись. И, знаете – успешно. На троих мы заработали комиссии около 75000 рублей, по 25 тысяч на брата. По тем временам это было примерно по 500 долларов. Деньги не безумные, но ОЧЕНЬ значительные. Даже для успешных мелких бизнесменов.
Как взять – наличными или акциями? Конечно же, акциями. Ведь создал РИНАКО такой гений! Если он из ничего слепил РТСБ, то что же он сотворит с миллиардом? Даже подумать страшно! (И в самом деле, с миллиардом осенью 91-го сотворить можно было очень много; и без миллиарда многие тогда сотворили не мало.) Но вот беда, акции снова продаются пакетами – по 50 000 рублей. И чтобы купить наши два пакета, нам нужно было доплатить еще 25 000.
Уж, не помню, как это тогда получилось, но честь и слава доплатить эти деньги досталась мне. И счастливым обладателем пятидесятитысячного пакета стал тоже я. У моих партнеров пакеты были по 25 000. Так мы договорились. И вот я стал их доверенным лицом и акционером РИНАКО. (Для тех, кто забыл то время, напомню – будучи в небольшом, но вполне успешном бизнесе уже около года, свой первый доллар на территории СССР, просто бумажку, я увидел в декабре того же, 91-го года. А в марте (или апреле?) 92-го, случайно оказавшись с женой в валютном кафе-мороженном (были и такие) "Баскин-Робинс", мы съели на двоих один шарик вишнево-шоколадного мороженного, потому что на второй нашей валюты не хватило.)
Что произошло с ринаковским миллиардом потом, неизвестно. Но хорошо известно, что произошло с самим РИНАКО. Оно утонуло. Точнее – растворилось в воздухе. И следов не осталось. А мы со своим пакетом? А что мы? Так тебе и надо, не будь такой болван, нечего тебе смотреть на ероплан. Что ж тут кричать: дескать, ратуйте, граждане хорошие, из кармана у меня вытащили гроши!
А кстати, сколько именно вытащили? Ощутив недавно финансовые проблемы, я решил подсчитать. Итак, пусть на 1 декабря 1991 ты одолжил кому-то 2000 долларов (столько стоил тогда наш пакет). Под какой процент одалживали деньги в то время? Даже, сказать страшно. Были там и 10 процентов в месяц, и даже больше. Сам никогда не одалживал и не занимал, но цифры вокруг носились именно такие. Но не будем жадничать – пусть процент будет совсем смешной – 50 процентов годовых (это около 4 процентов в месяц). Что же получается? Берем калькулятор. И... ого! Даже ого-го-го!! За прошедшие двадцать четыре года набежало как раз двадцать четыре миллиона долларов. Сумма! Так чего же я маюсь, где бы мне заработать? Я ведь более чем состоятельный человек. Половина-то из этой суммы моя. Вот уж повезло, так повезло! Осталось только получить. Только вот как?
Смеешься что ли? Кто ж тебе их отдаст? Где ты найдешь такого лоха? Самим вам не надо было быть лохами.
А вот и нет! Нам повезло. Должники наши – честнейшие и порядочнейшие люди. Свет демократического движения. Самые демократичные из демократичных. Знаете, кто придумал РИНАКО? Сам Боровой. Константин Натанович. Ближайший друг самой, светлая ей память, Валерии Ильиничны. Там еще, в РИНАКО, какую-то роль, и тоже не самую последнюю, играла Ирина Муцуовна Хакамада, но какую именно я не помню и спросить сегодня не у кого. Но бог с ней – с Ириной Муцуовной. Но Константин Натанович!.. Беспощадный обличитель режима, самый последовательный сторонник западного выбора. И опять-таки друг Валерии Ильиничны, в кристальной чистоте души которой не усомнится даже самый мизантропичный мизантроп. Чего же мне беспокоиться. Конечно, отдаст. Такой человек не может не отдать. Опять же – репутация...
Вам смешно? Мне, в общем, тоже. Каждый раз, когда я читаю гневные филиппики гениальных инвесторов раннего постсовка, мне становится смешно. А ведь герой мой и в самом деле инвестор гениальный. Следующая после РИНАКО его инвестиция была еще гениальней. Хотя и совсем иной природы. Это была инвестиция в человека. Очень чистого, сияющи честного и бесстрашного. Но – увы – вместе с тем и очень наивного, и очень эмоционального. Это была инвестиция трубочиста в магазин моющих средств. И она сработала. Сегодня только такие мухоморы, как ваш покойный слуга, вспоминают трубочистные дела моего героя четвертьвековой давности. А так – почти нимб. Почти святость. И новые инвестиции, и снова – в человека,только сейчас уже совсем в другого: – в вечного Шойгу. Прекрасный актив – двадцать четыре года на вершинах российской политики, это не каждому дано. От молодого Гайдара до уже не слишком молодого Путина. Вспоминается Микоян с его "от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича". Что ждет нашего министра обороны дальше? Когда такие инвесторы прикупают фьючерсы, перспектива есть...
К чему это ерничество? Очень даже "к чему". Посмотрите на самых яростных наших революционеров. Это ведь не только мой герой. Но и цюрихский изгнанник. И убийца НТВ Кох, славный, к слову, и многими другими славными делами. И, хотя им и неприятно это слушать, это и бывший путинский премьер, глава единственной по-настоящему оппозиционной партии, и бывший путинский советник...
А теперь скажите мне, можно ли этим людям верить? Пусть вы сами сверхоппозиционно настроены. Я вам скажу – если вы не сверхнаивный и не сверхэмоциональный человек, то верить им для вас совершенно будет невозможно. А если вы к тому же не сверхоппозиционны, то и тем более.
Что делать? Где взять других? А знаете – не надо брать других. Ангелов всё равно не найдем. Надо этих отмыть. Не ослепить сиянием их политических партнеров, когда политическому покупателю приходится покупать Борового с Новодворской в одном наборе, как бы Борового в нагрузку к Новодворской. (К слову, в том же 91-м нам так же "втюхали" в нагрузку к Ельцину Руцкого, да и потом этот фокус повторялся часто.) Нет, нам надо их именно отмыть.
Как? А очень просто. Настоящее мыло здесь только одно. Глубокое и искреннее покаяние.
Беда только, что герои наши терпеть не могут умываться. Ни по утрам, ни по вечерам. И не помнят, что бывает нечистым трубочистам.
Комментарии