Из крайности в сакральность

На модерации Отложенный

Каких ужасов Апокалипсиса не должна допустить Россия, как провинились хасиды и к чему привел процесс мистического «воцерковления» российской элиты

 

Александр Солдатов

Торжественная презентация новой, с точки зрения РПЦ, «концепции» специальной военной операции состоялась 25 октября не где-нибудь, а в храме Христа Спасителя (ХХС) — сакральном центре постсоветского православия. Патриарх Кирилл провел сессию Всемирного русского народного собора — особого религиозно-политического органа, придуманного еще во время конституционного кризиса 1993 года, сопровождавшегося разгоном российского парламента.

Собор фактически провозгласил переход к новой, квазирелигиозной мотивации боевых действий в Украине. Отныне, по мнению РПЦ, Россия сражается не за труднопроизносимые «демилитаризацию и денацификацию», а прямо за то, чтобы «не допустить ужасов Апокалипсиса» на земле.

Вызов брошен не каким-то земных людям — президенту Зеленскому и «коллективному Западу», а самому Антихристу и его бесовскому воинству, исходящему из преисподней. А коли так, то все участники СВО получают статус «ангельского воинства», а все погибшие воины ВС РФ — статус святых мучеников, независимо от того, какой образ жизни они вели и какое отношение к религии имели.

Идеи «радикальной сакрализации СВО» Кирилл впервые высказал в телепроповеди 25 сентября, а «философскую завершенность» они приобрели в докладе на соборе Александра Дугина, еще недавно числившегося в маргиналах, а теперь вознесенного на пьедестал главного мыслителя страны.

 

Десатанизация и «кровавый навет»

В дни работы собора помощник секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева Алексей Павлов изложил некие новые подходы к СВО в интервью «АиФ». Тезисно.

КОРОТКО

Тезисы помощника Патрушева о новых подходах к СВО

Результатом смены власти в Киеве в 2014 году стал «запрет настоящих ценностей», которые «несут православная вера, ислам и иудаизм» (буддизм не упомянут. — А. С.)

Несмотря на то что ислам и иудаизм не признают Иисуса Христа воплотившимся Богом, а именно этот догмат лежит в основе православной веры, представитель Совбеза относит к «ложным ценностям» веру протестантов, которые также почитают Христа как Бога. Свобода совести и вероисповедания привела, по мнению чиновника, к превращению Украины «из государства в тоталитарную гиперсекту».

В качестве вывода из этих спекулятивных построений Алексей Павлов и формулирует цель СВО: «Проведение десатанизации Украины, или, как метко выразился глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, ее «полной дешайтанизации».

 

Ранее что-то подобное выражал первый «народный губернатор» «ДНР» Павел Губарев, призвавший к уничтожению всех украинцев, если они не примут истинное, с точки зрения начальников Губарева, понимание религии.

Назвать такую риторику средневековой было бы даже слишком мягко…

Подобно Антону Красовскому, незаметно для себя «зашедшему слишком далеко» в разжигании ненависти к украинцам, представитель Совбеза в своем «религиозном» рвении также пересек одну «красную линию», чувствительную для Кремля. В качестве примеров «осатанения» Украины он привел олигархов Игоря Коломойского и Виктора Пинчука, которые, по сведениям российских властей, принадлежат к «ультраортодоксальной секте» хасидов. Как утверждает Алексей Павлов, «главным жизненным принципом любавичских хасидов является превосходство сторонников секты над всеми нациями и народами».

Большая проблема тут заключается в том, что хасидское течение иудаизма является доминирующим и в современной России.

К нему принадлежит крупнейшее иудаистское объединение страны — Федерация еврейских общин России (ФЕОР), объединяющая более 200 общин и охватывающая своими программами более 120 тысяч человек. Президент ФЕОР, главный раввин России Берл Лазар, является лауреатом орденов Дружбы и «За заслуги перед Отечеством», играя чрезвычайно важную и деликатную роль в выстраивании неформальных отношений Кремля с руководством Израиля и бизнес-кругами США.

Еврейская община России, и ранее выступавшая с критикой политики России, с возмущением отреагировала на «концепцию», предложенную фукционером Совбеза. В заявлении ФЕОР идеи помощника Патрушева названы «оскорблением миллионов верующих». Российский еврейский конгресс попросил Следственный комитет и прокуратуру дать юридическую оценку заявлениям помощника секретаря Совета безопасности. Главный раввин Берл Лазар, со своей стороны, напомнил, что хасиды — «не секта, а легитимная школа иудаизма», идеология которой «основана на уважении ко всем религиям, народам и к каждому человеку». Более того, позиция Павлова, с точки зрения ФЕОР, является «новыми перепевами старых кровавых наветов» и «представляет собой огромную опасность». Официальный представитель хасидского движения «Хабад» в России Борух Горин, анализируя динамику развития российской пропаганды, предположил, что позиция помощника секретаря Совбеза не отличается от официальной позиции властей.

Очевидно, что российские протестанты и язычники, против единоверцев которых в Украине, как теперь выясняется, ведется сражение, должны почувствовать себя не менее оскорбленными и уязвимыми, чем хасиды…

А жертвы кто?

Религиозная мотивация «священной военной операции» — доминирующий тренд нынешнего дня, констатируют и эксперты американского Института изучения войны (ISW). На соборе в ХХС в присутствии руководства администрации президента, силовых структур и лидеров всех «системных» партий РФ патриарх Кирилл инициировал «воцерковление» Стратегии национальной безопасности страны. Конечно, когда патриарх говорит о «воцерковлении», сложно понимать его буквально — под «религией» и «церковностью» он подразумевает в последнее время исключительно культ великой победы, причем не прошлой, как было раньше, а будущей.

Вместо гуманистических прав, которые, как известно, «навязаны Западом», Кирилл призвал положить в основу нацбезопасности «веру, любовь к Отечеству, жертвенность», сделав особенный акцент на последней.

Российская идентичность построена, по его мнению, «на жертвах предыдущих поколений», а значит, вполне естественно и органично нынешнему поколению также принести себя в жертву. Таким образом, смысл бытия России сводится к принесению бесконечных жертв некоему «божеству», которое с их помощью как-то удерживает мир от гибели.

Еще только став патриархом в 2009 году, Кирилл проповедовал, что Великая Отечественная война была необходима ради «явления Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира». Эту логику прояснил глава одного из синодальных отделов РПЦ митрополит Иоанн (Попов), заявивший, что

«в первые месяцы войны более 60% Красной армии, то есть молодых бойцов, которые были рождены уже в безбожное время, … были убиты… Это была жертва, которая была принесена за безбожие».

После того как упомянутое «божество» удовлетворилось такой «жертвой», ход войны резко переломился и СССР победил.

Наверное, даже нерелигиозному человеку понятно, насколько подобное представление о Боге далеко от евангельского образа любящего и всепрощающего Отца. Но в стране, где евангельские цитаты типа «блаженны миротворцы» или «всякий, взявший меч, мечом погибнет» (а то и просто заповедь «не убий»), признаются преступной «дискредитацией Вооруженных сил», едва ли возможно этому удивляться.

Можно попробовать успокоить себя тем, что это какие-то «личные заблуждения», даже ереси одного отдельно взятого религиозного деятеля (как это отмечалось в декларации, подписанной несколькими десятками ведущих православных богословов мира 13 марта с.г., которые потребовали суда восточных патриархов над Кириллом. Но на Всемирном русском народном соборе царило полное единомыслие, «симфония» светской и церковной властей РФ. Замглавы Администрации президента РФ Сергей Кириенко произнес вдохновенную речь о священном характере СВО, а тезисы «философа» Александра Дугина вошли в итоговый документ собора. По его словам, «Запад — это идея. Вторжение этой идеи началось с секуляризации, которая разделяла божественное и человеческое», отправляя людей прямо в ад.

Таким образом, подытожил Дугин, происходящее в Украине — «это война неба против ада».

Видно, России как «единственной истинно верующей стране» выпала великая миссия корректировки библейского Откровения в пользу торжества идеалов патриотизма и сплочения вокруг Вождя, который не может ошибаться, поскольку наделен божественными свойствами. Именно этот символ веры проповедует РПЦ, а вовсе не те библейские максимы, которые «дискредитируют» Вооруженные силы.

Где бы ни проповедовал Кирилл в последние месяцы, он говорит лишь о превосходстве России над остальным миром и вызванном этим желании остального мира уничтожить Россию. Похоже, патриарх не замечает ни мест, ни контекстов, в которых звучат его слова, — он всего себя возложил на алтарь этого последнего и решительного боя.

«Некоторые считают, что настало то время, когда можно покончить с Россией, — заявил он 23 октября в Серафимо-Дивеевском монастыре под Арзамасом. — Россия для многих — бельмо в глазу… Многим захотелось стереть с лица земли Русь православную, но да не будет так».

…Позиция патриарха Кирилла уникальна для всего христианского мира — как современного, так исторического. Эта позиция настолько нетипична для христианского дискурса, что ее отказываются разделить даже самые близкие к РПЦ до 24 февраля поместные православные церкви типа Сербской или Грузинской. Еще один бывший союзник Московской патриархии, архиепископ Афинский Иероним, даже возложил ответственность за извращение христианства в головах российских христиан, назвав последних «беспокойными», приносящими себя в жертву власти.

Архиерейский собор Польской православной церкви, собравшийся 25 октября в Варшаве под председательством митрополита Саввы, констатировал, что «[спецоперация] в Украине полностью разрушила нормальную жизнь» во всем мире, причем «особенным образом это коснулось православной церкви». Собор призвал Вселенского патриарха Варфоломея как можно быстрее созвать синаксис предстоятелей всех поместных церквей, на котором должно быть вынесено суждение о взглядах патриарха Кирилла и о том, насколько РПЦ вообще может считаться частью православного мира после того, как она раскрылась столь «неожиданным образом» в новых исторических условиях.

Окрашиваясь в «религиозные» тона, события в Украине становятся серьезным вызовом не только всему мироустройству, сложившемуся после Второй мировой войны, но и устоявшимся формам религиозности, которые пока не нашли эффективных способов защиты репутации православия, последние 17 веков существовавшего в слишком опасной зависимости от государств имперского и тоталитарного типа.