Ложные идолы октября 1993-го

В среде многих товарищей, придерживающихся левых политических взглядов, очень крепко засел один миф. Миф этот связан с «чёрным октябрём», а точнее с главными героями этой кровавой драмы. 

Абсолютно наивным является предположение, что господа\товарищи Руцкой и Хасбулатов, раз уж они возглавили сначала юридическое, а затем и вооружённое противостояние банде Ельцина, то они являются самыми настоящими патриотами и «защитниками трудящегося народа». По этой же логике чеченские исламские радикалы- террористы тоже должны быть записаны в пантеон героев, ведь они тоже «и словом и делом» противостояли Ельцинскому режиму. 

На самом деле, при более внимательном рассмотрении политической ситуации того времени и отдельно взятых "героев" - Руцкого и Хасбулатова, картина становится более интересной и сложной. 

По факту молодая демократическая Российская Федерация тогда жила в очень парадоксальной ситуации (хотя, наверно, странности и парадоксы – это наша историческая особенность): имелись две мощные силы, у которых были свои, диаметрально противоположные взгляды на то, как надо проводить реформы на одной шестой части суши. Два лагеря: с одной стороны Б.Н.Ельцин, Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть «народных депутатов» — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. 

Столкнулись законодательная и исполнительная ветвь властей, вступили в конфронтацию два взгляда на то, какой быть власти в стране (парламентской или президентской) и это на фоне того, что в стране действовала старая конституция (РСФСР), новой просто не существовало в природе. 

Ельцин, в свойственной ему манере «рубить с плеча» предлагал скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти, Верховный Совет же — за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов (до принятия Конституции). Таким образом Верховный Совет предлагал, в отличие от Ельцина, не вечное, а только временное главенство парламента (хотя у нас, в России, нет ничего более вечного, чем временное). 

Если опираться на ту конституцию, какая тогда была в стране, то прав de jure, Верховный Совет, так как, согласно статье 104 высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов. 
Помимо проблем, связанных с составлением и принятием новой конституции камнем преткновения также были вопросы реформирования экономки. 

Тут всё просто: президент за либеральные, «шустрые», «резкие реформы», Верховный Совет же против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («Шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ. В новейшей истории России все мы читали (а некоторые ощутили на себе сполна), какие последствия повлекли за собой экономические эксперименты команды Ельцина, вышедшего победителем в схватке за власть. Как всё сложилось бы, победи в октябре 93-го Верховный Совет, мы никогда уже не узнаем, а фантазировать и уходить в бредни альтернативной истории – дело неблагодарное (оставим это кухонным экспертам и диванным политикам). 

Итак, это было только лишь вступление. Общая диспозиция ясна, осталось только окунутся в детали, реалии и персоналии того времени. Если с Ельциным и его «бандой» всё более менее ясно, ведь за четырнадцать лет, прошедших с момента «воцарения» бывшего подполковника КГБ, господина Путина Владимира Владимировича, Борису Николаевичу и его сторонникам старательно промыли все кости аж до белоснежного блеска. Такова уж наша многовековая политическая традиция – самоутверждаться за счёт своих предшественников, доказывая, что они были условно «гадами и подонками», а мы, мол, белые и пушистые (даже если отличие последователей от предшественников лишь косметическое). 

Итак, если с одной стороной октябрьского противостояния всё понятно, то что же их оппоненты? Были ли Руцкой и Хасбулатов теми рыцарями на белом коне без страза и упрёка, которые спасли бы Россию от экономического кошмара, войн и разрухи? 

Попробуем разобраться, углубившись в биографии этих "героев" и заодно бросив беглый взгляд на внутриполитическую ситуацию в РФ образца 1993-го года.

Начнём. Для начала внутриполитическая ситуация. 

Начнем с Урала, «опорного края» России - тут у нас во всю идёт создание так называемой Уральской Республики. Для тех, кто не знает, что это за «республика» такая и когда она имела место быть, процитируем «Википедию»: «не предусмотренный Конституцией Российской Федерации субъект Российской Федерации, фактически существовавший с 1 июля 1993 года по 9 ноября 1993 года в границах современной Свердловской области. Республика была преобразована из Свердловской области с целью повышения её статуса в составе Российской Федерации и приобретения большей экономической и законодательной самостоятельности. 

Прекратила своё существование после издания Указа Президента Российской Федерации о роспуске Свердловского Облсовета». Конец цитаты. Помимо этого в проекте была так называемая «Большая Уральская Республика», включавшая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Оренбургскую и Курганскую области. Закончились эти игры в сепаратизм только непосредственно после разгона Верховного Совета, когда Ельцин (внезапно, не так ли?) своим указом распустил чересчур шустрый Свердловский Облсовет и не снял с должности Эдуарда Росселя, главного идеолога Уральской экономический (экономической ли?) «самостийности». 

Схожие с Уралом, но более откровенно сепаратистские процессы происходили в Татарстане, Башкортостане и Удмуртии. В Удмуртии, конечно же, в меньшей степени по банальной причине – русских там больше, чем удмуртов. Абсолютно неясно, как бы дальше развивались события, одержи победу именно законодательная власть, а не исполнительная, но то, что над Российской Федерацией в тот момент нависла угроза второй волны парада суверенитетов – понятно, наверно, каждому. 

Способствовала этому как неразбериха в плане законов (ведь старая Конституция была полностью проигнорирована всеми), так и резкий подъём радикальных националистических настроений в среде малых народностей. 

А ещё была Чечня.

Где всё было очень жарко, очень непросто и неспокойно ещё со времён ГКЧП. Вот тут на сцену выходит одно из главных действующих лиц – товарищ\господин Хасбулатов, Руслан Имранович, сам этнический чеченец. 

Цитата: После провала ГКЧП Исполком ОКЧН и организации национал-радикального толка выступили с требованием отставки Верховного Совета Чечено—Ингушской АССР и проведения новых выборов. 1-2 сентября 3-я сессия ОКЧН объявила Верховный Совет низложенным и передала всю власть на территории Чечено-Ингушетии Исполкому ОКЧН.

15 сентября 1991 г. под руководством прибывшего в Чечню и. о. председателя Верховного Совета РСФСР Руслана Хасбулатова состоялась последняя сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, принявшая решение о самороспуске. В результате переговоров между Р. Хасбулатовым и лидерами Исполкома ОКЧН в качестве временного органа власти на период до выборов (назначенных на 17 ноября) был сформирован Временный Высший Совет ЧИАССР (ВВС) из 32 депутатов, сокращенный вскоре до 13 депутатов, затем — до 9.
Председателем Временного Высшего Совета республики был избран заместитель председателя Исполкома ОКЧН Хусейн Ахмадов, зам. председателя ВВС — помощник Хасбулатова Юрий Чёрный. 27 октября 1991 г. Исполком ОКЧН провел выборы Президента и Парламента Чеченской Республики Ичкерия. Президентом был избран председатель Исполкома Джохар Дудаев. ВВС и его сторонники объявили выборы сфальсифицированными и отказались признать их итоги. Не признали результаты выборов Совет министров Чечено-Ингушетии, руководители предприятий и ведомств, руководители ряда районов республики. Коренным образом расстановку сил изменил указ Президента РСФСР от 7 ноября 1991 г. о введении чрезвычайного положения на территории Чечено-Ингушетии. Лидеры оппозиционных партий и движений заявили о поддержке президента Дудаева и его правительства, взявшего на себя миссию защиты суверенитета Ичкерии. Временный Высший Совет и его ополчение распались в первые дни кризиса. Конец цитаты.

То есть, Хасбулатов, как мы видим, со своей задачей не справился. Бывшая Чечено-Ингушская АССР с тех пор стала той точкой неспокойствия в РФ, которая в итоге переросла в нормальную такую горячую точку и, по сути, гражданскую войну, забравшую, по самым скромным подсчётам, около 50369 человеческих жизней.

Это, если по верхам пробежаться по внутиполитической ситуации, оставляя без внимания экономику и внешнюю политику. Вот в такой нервной и непростой обстановке разгоралось противостояние президента и парламента. 

Теперь давайте перейдём от глобального к менее масштабному – к личностям, к лидерам парламентской оппозиции Ельцину. Сперва, конечно, товарищ\господин Хасбулатов, раз уж мы упомянули его в связи с Чечнёй.

Свой звёздный час Руслан Имранович получил во время т.н. «августовского путча», когда он поддержал президента РСФСР Б.Н. Ельцина. Лично написанное им «Воззвание к гражданам России» имело мощнейший пропагандистский эффект (некоторые шальные головы сравнивают его с «Апрельскими тезисами» В.И. Ленина). Сразу после развала СССР наш герой сделал головокружительную карьеру: от обычного «народного депутата» аж до председателя Верховного Совета Российской Федерации. По пути, он послушно ратифицировал Беловежские соглашения, хотя, как он утверждает сам, был с ними не согласен, упразднил всю финансово-экономическую, военную и правоохранительную систему СССР за ненадобностью и отметился чрезвычайной активностью в родной Чечне (о чём говорилось выше). Вот с таким богатым послужным списком и пошёл наш герой на открытую конфронтацию со своим вчерашним союзником Ельциным.

После поражения Верховного Совета, отсидел год в Лефортовской тюрьме, вышел по амнистии. Затем пытался вновь вернуться в политику, на сей раз на фоне разгоравшейся первой Чеченской войны, но как-то не сложилось. Кому интересно, почитайте про «миротворческую миссию профессора Хасбулатова».
До сих пор считает себя председателем Верховного Совета и не признает законности проведения всенародного голосования по принятию новой конституции 12 декабря 1993 года, которая упразднила Съезд и Верховный Совет.

Где Хасбулатов, там и товарищ\господин Руцкой, Александр Владимирович. 
Герой СССР и Афганской войны, лётчик-штурмовик, генерал майор ВВС СССР. На фоне субтильного, тощего чеченца Хасбулатова чисто внешне Александр Владимирович выглядел эдаким былинным русским богатырём (пышные усы добавляли особого шарма).

Активный противник ГКЧП, господин Руцкой, как Руслан Имранович, резко пошёл в гору, заняв пост вице-президента. До конституционного кризиса успел сделать одно довольно забавное дело: в июне 1992 года вице-президент России Александр Руцкой (Борис Ельцин в это время находился с визитом в США) отдал приказ о нанесении авиационных ударов по грузинской группировке, обстреливавшей Цхинвал, и позвонил Эдуарду Шеварднадзе, пригрозив бомбардировкой Тбилиси. Боевые действия прекратились. 22 июня 1992 года Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе при участии представителей Северной Осетии и Южной Осетии подписали Сочинские соглашения о прекращении огня.

Резко и смело взяв в свои руки управление страной, казалось-бы, абсолютно законно (Ельцина конституционный суд отстранил от должности, равно как и парламент импичментом), товарищ\господин Руцкой, при всей своей внешней брутальности, начал «лепить» провал за провалом. 

В первую очередь, не сумел склонить армию на свою сторону. Истерическими воплями в радиоэфире, вроде «Если слышат меня летчики, поднимайте боевые машины! Эта банда засела в Кремле и в министерстве внутренних дел, и оттуда ведет управление» военных лётчиков к смелой и безрассудной попытке стереть Кремль с лица земли не побудил. А отчаянный штурм Останкинской телебашни, спровоцированный им (в последствии Руцкой отрицал свою вину, хотя на записи его речи с балкона белого дома абсолютно ясно, кто кого куда и что отправил штурмовать), окончательно оттолкнул силовиков от восставших. В дальнейшем, когда начался обстрел «белого дома», военные в открытую, в прямом эфире, матом посылали «воеводу» Руцкого, пытавшегося по рации сагитировать офицеров повернуть оружие против Ельцина.

Отсидев, как и Хасбулатов, год в Лефортово, вышел тоже по амнистии. Ельцин не только не расстрелял его (хотя сам Руцкой неоднократно заявлял, что "у него были такие планы"), но и, по сути, позволил ему и дальше активно политикой. В итоге наш герой стал, в 1996 году (при живом и ещё активном Борисе Николаевиче!) аж губернатором Курской области, рассадил там множество своей родни (сын – прокурор, например) и в 2000-ом году был снят с выборов решением Курского областного суда за то, что не указал площадь балкона в государственной квартире (тем самым ввел в заблуждение избирателей). 

До сих пор часто мелькает (в отличие от Хасбулатова) на голубом экране телевидения, рассказывая о событиях тех октябрьских дней.

Таким образом получается, что в том противостоянии у нас не могло быть «своей» стороны. Точнее «наша сторона» у нас была – простой трудящийся народ, который впоследствии будет обворован и обречён на нищету. Однако и Ельцин, и Руцкой с Хасбулатовым, по сути, практически ни чем не отличались друг от друга. Какая бы сторона не победила, страну всё равно скорее всего ждали те же либеральные рыночные реформы, войны и обнищание. Победи Верховный Совет, у нас была бы, вместо буржуазной президентской республики буржуазная парламентская республика.

Эти события – своеобразное предупреждение, горькая пилюля от наивного и вредоносного «хвостизма». Не стоит примыкать ко всем, кто против того же, против чего и ты. Объединятся надо не «против» чего-то или кого-то, а «за» что-либо конкретное. В нашем случае, «что-либо конкретное» - это социалистическое государство, но никак не очередная либеральная, буржуазная антинародная республика. 

В качестве послесловия. Целью данной статьи не является осквернение памяти восставших против власовской хунты, погибших защитников белого дома - без сомнения героев, отчаянных и смелых людей. Однако объективная реальность бывает такова, что лидеры восстания бывают ничуть не лучше тех, против кого это восстание направленно. И то, что творится ныне в бывшей УССР, «самостийной» Украине – ярчайший тому пример...