Цены на газ уже не сдержать

На модерации Отложенный

С голубого экрана нам твердо внушили, что «Газпром» это «наше национальное достояние». Конкретная польза от этого «национального достояния» для россиян до сих пор заключалась в низких ценах на газ - существенно ниже, чем в Европе. Кому-то казалось, что эта «манна небесная» дана нам на долгие годы. Но иллюзии исчезают быстро, особенно во времена кризиса. 27 октября Совет директоров «Газпрома» поручил правлению продолжить работу с федеральными органами по переходу с 2011 г. к рыночным принципам ценообразования на газ на внутреннем рынке.

На внутреннем рынке «Газпром» реализует более 50% общего объема добываемого газа. Однако основная часть валовой выручки газового монополиста (82% по итогам 2008 г.) приходится на экспортные поставки. Убыточность внутренних продаж на протяжении последних 9-ти лет покрывалась за счет экспорта. В текущем году «Газпром» впервые планирует получить прибыль от продаж газа на внутреннем рынке. Однако ожидаемый уровень будет существенно ниже того, который может обеспечить эффективное развитие бизнеса по газоснабжению российских потребителей.

В соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития страны на 2010 г. и период 2011-2012 гг., одобренными правительством РФ в июле 2009 г, предполагается индексирование регулируемых оптовых цен на газ для промышленных потребителей. В 2010 г. оно должно составить 15%. В то же время, в соответствии с поручением правительства РФ, профильные министерства и ОАО "Газпром" прорабатывают порядок перехода с 1 января 2011 г. от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа и формированию оптовых цен на газ (за исключением газа, поставляемого для нужд населения) на основе применения рыночной ценовой формулы. И на сегодняшний день "Газпром" уже подписал с большинством промышленных потребителей долгосрочные договоры на поставку газа, предусматривающие использование ценовой формулы с 2011 г.

Справедливости ради надо сказать, что о необходимости повышения цен на газ на внутреннем рынке говорилось и прежде. В частности, об этом упоминал в середине 2006 г. тогдашний министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. "Мы точно будем это делать, потому что то, что даром достается, бездарно используется", - заявил он.

По даным аналитиков, рост цен на газ на внутреннем рынке в 2010 г. составит не 15%, как рассчитывает правительство, а не менее 25%. Разумеется, это весьма болезненно скажется на финансовом положении потребителей газа, в первую очередь - энергетиках металлургах, особенно с учетом нынешнего повсеместного спада производства.

Сложившаяся ситуация дает повод взглянуть на причины происходящего. Статистика свидетельствует, что добыча газа в последние годы находится в "падающем" режиме.

При этом зависимость отрасли от экспорта топлива растет, что неудивительно. Ибо, если в последние 10 лет (кроме последнего кризисного года), по данным самого «Газпрома», потребление газа в стране превышало темпы роста его добычи на 3,0-5,5%, то это означает, что газовому концерну приходилось все в большей и большей степени покрывать свои убытки на внутреннем рынке за счет поставок на внешний. Понятно, что такая практика имеет предел.

Приходится вспомнить и то, что себестоимость добычи газа у нас одна из самых высоких в мире, и причины этого связаны не только с природными и географическими условиями работы газодобытчиков в России. Например, из-за гораздо большей численности работающих, «Газпром» значительно отстает от норвежской «StatoilHydro» по уровню и темпам роста производительности труда. В 2009 г. с января по апрель добыча газа в России рухнула более чем 17,1%. При этом, если симптомы стагнации в добыче нефти проявились еще четыре года назад, то столь серьезное падение газодобычи - явление новое.

По оценкам специалистов, «Газпрому» давно уже были необходимы масштабные инвестиции в новые проекты. В «тучные» годы сверхблагоприятной конъюнктуры нефтегазовых цен для этого существовали реальные возможности. Однако немалые средства были израсходованы на серию слияний и поглощений, рыночный смысл которых не всегда был очевиден. Некоторые иностранные инвесторы были вынуждены покинуть Россию. Ставшие лидерами в нефтегазовой отрасли благодаря поддержке властей государственные компании накопили немало долгов перед иностранными кредиторами. Вследствие этого теперь вместо инвестиций получаемые прибыли придется направлять прежде всего на расчеты с кредиторами.

Положение «Газпрома» в качестве газового монополиста отнюдь не способствует снижению цен газа на внутреннем рынке. Разговор о разделении добывающей составляющей и транспортной идет давно, равно как и о свободном доступе других добывающих компаний к трубе «Газпрома». Немало сил на решение этого вопроса потратил в недавнем прошлом Герман Греф в бытность главой Минэкономразвития. Но оказалось, безрезультатно.

В течение ряда лет «Газпром» весьма энергично приобретал непрофильные активы, в частности, медийные. Убыточность этих активов так или иначе перекладывалась на цену газа.

Падение спроса на газ в условиях мирового кризиса, безусловно, бьет по доходам «Газпрома» и сужает его инвестиционные возможности. Но случилось так, что накопившиеся проблемы придется решать сейчас в обстановке гораздо менее благоприятной рыночной конъюнктуры, чем до кризиса. Чтобы «Газпром» и впредь оставался «национальным достоянием», нам теперь придется заплатить определенную цену. В виде повышения цен на газ.