Плата за сыр в кризисной мышеловке

На модерации Отложенный

Похоже, начинают сбываться опасения американских финансистов и бизнесменов, с опаской бравших в прошлом году у государства помощь и при первой возможности стремившихся вернуть долги. В президентской администрации подготовлено постановление, которое резко уменьшает оклады и всевозможные выплаты сотрудников семи не расплатившихся с государством корпораций.

Всего топ-менеджеры банков Citigroup и Bank of America, страховой компании AIG, автомобильных гигантов General Motors и Chrysler и их финансовых подразделений Chrysler Financial и GMAC, по подсчетам специалистов, должны потерять до 50% всех выплат. Больше всего – до 90% (!) будут уменьшены оклады. Кстати, потери топ-менеджеров GM и Chrysler окажутся не такими значительными, потому что в автопроме оклады и без того намного ниже, чем в финансовой и страховой сферах. Кроме этого, правительство хочет само решать, кому из топ-менеджеров можно, а кому нельзя пользоваться «излишествами» типа членства в клубах, лимузинов, самолетов, стоимость которых превышает 25 тыс. долларов. Еще одно требование – разделение постов председателей правлений компаний и исполнительных директоров, которые сейчас нередко совмещаются.

«Почетное право» нанести удар по Уолл-стрит предоставлено 63-летнему Кеннету Файнбергу, который в свое время занимался выплатами компенсаций семьям жертв терактов 11 сентября 2001 года, а сейчас руководит в минфине США Программой избавления от проблемных активов (TARP). Файнберга назначили на этот пост в июне после громкого скандала, вызванного решением AIG выплатить сотрудникам своего подразделения, которое занимается деривативами, бонусы в сумме 165 млн. долларов.

Кстати, в AIG, получившей больше всех правительственных денег – в общей сложности 180 млрд. долларов, то есть четверть всей 700-миллиардной помощи, оказанной американской экономике, ни один топ-менеджер не должен получить свыше 200 тыс.

долларов в год. К тому же, как говорят люди, знакомые с требованиями правительства, Файнберг будет настаивать на том, чтобы сотрудники AIG добровольно вернули бонусы.

После 4-месячных переговоров кое-кто из менеджеров уже подчинился требованиям «зарплатного царя», как сейчас нередко называют Файнберга в Америке. Например, Кен Льюис, исполнительный директор и президент Bank of America, который в последний день года уходит в отставку, недавно объявил, что под давлением отказывается от своего оклада и бонусов за этот год в размере 1,5 млн. долларов. В Citigroup, 34% акций которого сейчас принадлежат государству, решили срочно продать энерготоргующее подразделение Phibro LLC, чтобы избежать критики по поводу 100-миллионных выплат ее исполнительному директору Эндрю Холлу.

Будь воля Кеннета Файнберга, он бы, наверное, урезал оклады и бонусы всем американским топ-менеджерам, но приказывать тем крупным компаниям, которые вернули государству деньги, например банкам Goldman Sachs и JP Morgan, правительство, конечно, не может. Поэтому там с нетерпением ждут конца года в надежде, что из «семерки» побегут талантливые менеджеры, не желающие работать «задаром».

Кто-то из не рассчитавшихся с правительством компаний наверняка уйдет, но в этих компаниях, как ни странно, сейчас нет ни паники, ни особого уныния. Во-первых, ряд топ-менеджеров уже сами резко сократили себе жалованье. А во-вторых, в банках уже придумали, как компенсировать потерю денежных выплат. Причем не только придумали, но и получили согласие того же Файнберга. «Наказанные» менеджеры получат так называемые окладные акции своих компаний, которые они смогут, если захотят, продать или обменять, но не раньше, чем через четыре года.