УКРАИНА ПОСТЕПЕННО СТАНОВИТСЯ МИРОВЫМ ИЗГОЕМ!

УКРАИНА ПОСТЕПЕННО СТАНОВИТСЯ МИРОВЫМ ИЗГОЕМ!

"С потерей российского транзита Украина теряет и статус эксклюзивного транзитёра газа в Европу. При таком пасьянсе уже через пару лет чиновники Еврокомиссии уж точно перестанут ездить в Киев и не будут видеть необходимости «дружить» с Украиной, как сейчас…" (Юрий Корольчук, глава Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Украины)

Обнародованные «Газпромом» планы, согласно которым концерн сможет отказаться от транзита газа через Украину после 2019 года, никого особо-то и не удивили, поскольку данное решение вызревало давно.

Бесконечный несанкционированный отбор (проще говоря – воровство) российского «голубого топлива» из проходящей через «незалежную» транзитной магистрали окончательно превратился к середине 2015 года в «секрет полишинеля». Что, собственно, и инициировало решение «Газпрома» (далее – «ГП») отправлять в скором будущем газ в Европу в обход Украины по двум маршрутам – южному (через Турцию и Грецию) и северному (через Германию).

На что же именно рассчитывает (опирается и т.д.) ведомство г-на Миллера, принимая указанное решение?

Как известно, Россия и Греция ещё 19 июня подписали меморандум о создании совместного предприятия для реализации проекта «Южноевропейский газопровод» (SEP) на территории Греции, что, по сути, явится продолжением проекта «Турецкий поток».

Согласно заявлению министра энергетики Греции Панайотиса Лафазаниса, строительство газопровода по греческой территории профинансирует российский «ВЭБ Капитал». Цена вопроса – 2 млрд евро.

Не менее значим и тот факт, что днём ранее, 18 июня, «ГП» сообщил на Петербургском экономическом форуме о планах строительства нового газопровода в Европу мощностью 55 млрд куб. м, который будет дублировать маршрут «Северного потока».

Как пояснил в интервью Reuters глава концерна Алексей Миллер, две дополнительные нитки газопровода пройдут по акватории Балтийского моря, а конечной точкой поставки станет Германия.

СПРАВКА:

Партнерами «ГП» по строительству новой трубы будут немецкая фирма E.ON, англо-голландская Shell и австрийская OMV, с которыми и подписан меморандум о намерениях. Предполагается, что данный триумвират получит в совместном предприятии не менее 51%. По оценке самого Миллера, третья и четвертая нитки «СП» будут стоить не больше 9,9 млрд евро.

Как в свою очередь заявил официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, новые нитки данной магистрали «не подпадают под действие Третьего энергопакета, потому что труба пройдет по дну моря, а наземной части у газопровода не будет …».

Проще говоря, расслабившаяся от бесконтрольной «халявы» с хищениями российского газа «незалежная» вдруг оказалась перед совершенно РЕАЛЬНОЙ угрозой энергетической катастрофы.

О возможности которой её – «незалежную» – российская сторона предупреждала неоднократно, отмечая нелепость надежд Киева на «газовый реверс» со стороны ряда стран ЕС, самих же российским сырьём и пользующихся.

Однако Киев, исполненный лютой ненавистью к России за грядущий «газовый облом» (и не только!), продолжает шумно вещать, что, мол, «Турецкий поток» – «чистая фикция, поскольку проект попадает под действие Третьего энергопакета, и его ждёт судьба несостоявшегося «Южного потока» …».

При этом киевские «аналитики» почему-то игнорируют тот факт, что сама Турция НЕ ЯВЛЯЕТСЯ полноценным членом ЕС, а до сих пор пребывает – аж с 1999 года! – в статусе члена «ассоциированного». И, следовательно, на Анкару – как и на всех остальных ей подобных «ассоциантов» – требования упомянутого Третьего энергопакета ни в коей мере не распространяются.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Турция действительно могла бы закупать у России газ в оговоренном объеме 63 млрд кубометров в год, а затем продавать его Греции и Болгарии по ценам, против которых Брюссель возразить не сможет, и по пресловутым «третьепакетным» правилам.

Есть смысл напомнить, что только в 2013 году Украина заработала 3,2 млрд долларов за транзит 86,1 млрд куб. м российского газа в ЕС. С учетом падения транзита и цен на газ Киев мог бы зарабатывать в будущем от 1,5 млрд до 3 млрд долларов на поставках «голубого топлива» из РФ в Европу. Только, похоже, этого будущего – как, впрочем, и какого-либо другого – у украинских властей больше не будет.

Как вполне резонно подчеркнул глава Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Украины Юрий Корольчук, «… с потерей российского транзита Украина теряет и статус эксклюзивного транзитёра газа в Европу … При таком пасьянсе уже через пару лет чиновники Еврокомиссии уж точно перестанут ездить в Киев. И не будут видеть необходимости «дружить» с Украиной, как сейчас …».

***

Объявление дефолта на Украине может на многие годы экономически изолировать страну, считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Украинский экономист отмечает, что не стоит путать дефолт, который произошёл в России в 1998 году, с вероятным дефолтом на Украине: в России сначала произошел дефолт, а уже потом обвал рубля, в то время как на Украине ситуация практически противоположная. «У нас уже после Майдана был де-факто дефолт и, как результат, обвал гривны почти на 275%. Поэтому если Минфин и объявит дефолт официально, то, скорее всего, может быть очень кратковременный рост курса, но уже не такой критический и не такой страшный», — комментирует ситуацию Александр Охрименко. Реальная опасность, по его мнению, состоит в другом.

Экономика Украины после дефолта столкнется с тяжелыми последствиями, над которыми придется работать на протяжении многих лет. «Дефолт – это официальное признание Украины мировым изгоем на финансовом рынке на ближайшие 5-10 лет. Об инвестициях вообще можно забыть, но это еще полбеды.

После официального дефолта все банки-нерезиденты закроют все кредитные линии на украинские банки. Это касается и украинских «дочек» зарубежных банков. А это значит, что даже обычные внешнеэкономические контакты экспорт-импорт будут заблокированы или будут тяжело реализовываться», — считает президент Украинского аналитического центра.

Киев не прекращает попыток договориться с кредиторами о реструктуризации части государственного долга, но они не спешат соглашаться на предложения Украины, считая их неприемлемыми. Ранее украинские власти уже давали понять, что в случае отсутствия компромисса объявят технический дефолт, в результате которого кредиторы потеряют все вложенные средства.

За последние полтора года, в том числе в результате военного конфликта в Донбассе, Украина оказалась в глубоком финансово-экономическом кризисе. В стране фиксируется резкое падение ВВП, серьезные финансовые и бюджетные трудности.