Все россияне - кавалеры ордена «За чужие заслуги»

На модерации Отложенный

Всякий раз как футбольный комментатор взволнованно сообщает: "стоило только начать двигаться немного поактивнее, и сразу что-то начинает получаться", мне кажется, будто репортаж идет не со стадиона, а из кровати побитого простатитом донжуана. Комментаторам всегда представляется, что сборная "просто" ленится бегать чуть побыстрее. Это вечное "можем же, когда захотим!" равно относится и к футболу, и к экономике, да и вообще ко всей российской жизни.

Понимание того, что "хотение" представляет собой не только важный, но и сложнейший компонент любой активности, к сожалению, отсутствует. Народ-мечтатель засеивает поля только в эмпиреях, там же и собирает урожай. Выстроенное там, в мечтах, не представляется прообразом какого-то реального свершения, оно уже совершенно и тем самым реально. Ни в какой момент не осознавая, что блага не берутся из воздуха, мы упорно пытаемся достать все, что нам нужно, именно из закромов того воздушного замка, который выстроили.

Эта уверенность в равенстве мысли действию очень коварна. Люди, как верно заметил поэт, живут не на облаке. Русский человек нуждается в пище не менее любого другого. И тут-то и обнаруживается, что небесные закрома пусты, то есть не совсем пусты, но их содержимое, как говорится, в рот не положишь. Решить эту проблему пытались объявив эту призрачную пищу пищей духовной, но от этого мало что изменилось: духовная пища категорически отказывалась падать с неба в виде манны. В связи с этим возникла нужда в теориях, внятно объясняющих причины исчезновения калорий по пути с неба на землю. Теории эти не особенно нужны, когда наверх что-то действительно выкладывается, но если на ближайшие лет пятьдесят никто ничего класть не планирует, обязательно возникает желание порыться в шкафах и на антресолях, проверить, не оставили ли предки чего-нибудь полезного.

И вот когда в шкафах ничего съедобного не оказывается, люди, которые не собирались строить, понимающе переглянувшись, решают, что у них все украли нехорошие силы, те силы, с которыми вовсе нельзя договориться, а можно только подобрать среди обломков обрушившегося воздушного замка что-то похожее на флаг, и поднять его повыше, выстроив призрак в квадрате, призрак призрака.

Недавно bars_of_cage обратил внимание на то, что народное сознание заставляет лесковскую блоху плясать после подкования, превращая "Левшу" в гимн русскому духу из грустной улыбки над гимнами. Блоха должна сначала скакать, а уж потом служить площадкой для самовыражения русского мастера, а у нас все наоборот: очередной мастер (ими всегда была богата наша земля) самовыразился, а блоха не скачет. Но для народного сознания скоком является не движение деталей починенного механизма, а полетище национального духа над посрамленными врагами. Поэтому и откладывается в голове, что блоха как бы скачет. Так и запоминается. Попробуй объясни потом кому, что она не скакала.

Мы и компьютер изобрели раньше американцев, и кремневое рубило придумали за два года до питекантропа, и если б были чуть-чуть поактивнее, чуть-чуть понастойчивее... И все ведь в глубине души все понимают, что этого "чуть-чуть" никогда не будет.

Не конвертируется русская жизнь в евростандарт. А если конвертируется, то с такими страшными потерями, что лучше уж оставить как есть. А пока можно нацепить медаль "За чужие заслуги", кавалерами которой мы все поголовно являемся, и идти на митинг против мировой несправедливости. Хорошо б еще, чтоб все кончилось миром.