| Кто не хочет, когда он может
Танковая проблема в письме специалиста-оборонщика

В России намечается значительное сокращение танков в войсках. Почему? А так поступает НАТО. (Теперь мы слышим, что бундесвер поступает иначе.) Но почему в НАТО возникла идея реформы? Давайте разберемся.
В НАТО сегодня много разных танков у самых наших границ. Но главный танк НАТО – это Леопард 2, разработка которого началась в 1967 году, а серийное производство ведется с 1979 года. В течение последующих без малого сорока лет этот танк постоянно обновлялся, проходя ряд модернизаций. И все там было для своего времени хорошо – и с вооружением, и с защитой, и с подвижностью. Танки данного семейства, вплоть до Леопарда 2А7, остаются лучшими танками Запада.
Но нельзя утверждать, что наши танки были хуже Леопардов.
Т-80У, не уступая им в части защиты и вооружения, до последнего времени превосходит все танки Запада по удельной мощности на тонну массы. Те недостатки этого танка, которые сегодня тенденциозно преувеличиваются и смакуются, не являются определяющими. Этот танк создавался не для рынка, а для военных действий на Европейской равнине. Другое дело, что, в отличие от западных, наши танки в недостаточной степени модернизируются, если не сказать, что они содержатся в запущенном состоянии.
Нам необходимо возродить лучшие традиции танкостроения, заложенные Д.Ф. Устиновым, В.А. Малышевым, А.А. Морозовым, Ж.Я. Котиным, Н.С. Поповым, В.Н Венедиктовым, С.П. Изотовым – людьми, которых вместе с их коллективами вспоминать без восхищения невозможно. Это были очень умные, поразительно простые и открытые люди. С ними ты всегда ощущал себя участником общего дела.
Легко заметить, что в развитии танка Леопард 2 – от модификации к модификации – немецкие разработчики зорко следили за работами наших конструкторов.
В основу наших сегодняшних танков заложена морозовская концепция, реализованная в Т-64 и получившая свое блестящее развитие в танках Т-72 (Т-90), Т-80, в новом харьковском танке «Оплот», в китайском современном танке Тип Т-99. Эта концепция полностью оправдала себя в танковых сражениях на Ближнем Востоке.
Компактность достигалась введением автомата заряжания, за счет чего сокращалось число членов экипажа с 4 до 3 человек и, соответственно, сокращался забронированный объем и масса танка. Немцы не решились идти по этому пути, и их танк имеет массу от 55 до 62 тонн – в зависимости от модификации. А чтобы при том же уровне бронезащиты не слишком уступать нашему 46-тонному Т-80У, имеющему удельную мощность 27,2 л.с/т, они вынуждены были создать свой знаменитый четырехтактный дизель MT-873Ка-501 мощностью 1500 л.с.
Затем началась гонка в части различных форм дополнительной защиты, вооружения, систем управления. И при таком равновесии достижений нас настигла «перестройка».
Параллельно шла гонка в области противотанковых средств, в частности, по созданию противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), где у нас на предприятиях КБМ, КБП и КБТМ были свои таланты. Это, в частности, прославленный создатель военной техники А.Э. Нудельман и выдающийся по своей продуктивности конструктор с мировым именем С.П. Непобедимый, который оставил нам такие ПТРК, как «Малютка», «Атака» и «Хризантема». Последняя была создана по прямому указанию Д.Ф. Устинова на учениях. «Видишь, пыль от разрывов мешает прицеливаться? – спросил его Устинов. – Подумай, что надо сделать». Сделана была «Хризантема».
Но сразу с началом перестройки Сергея Петровича убрали от руководства КБМ с помощью каких-то потешных выборов руководителя. Оглядываясь назад, нетрудно вспомнить, что процесс крушения 1990-х носил повсеместный характер. «Бывали хуже времена, но не было подлей».
Тем не менее люди продолжали работать. Много было сделано инженерами тульского КБП (ПТРК «Вихрь», «Корнет», «Гермес», «Рефлекс»). Однако пора подумать и о ПТРК третьего поколения и подавлении системы наведения этих комплексов. ПТРК теперь прочно связаны с танкостроением, которое сильно пострадало в 90-х.
Сегодня оно объединено в огромную неуправляемую научно-производственную корпорацию НПК «Уралвагонзавод». Это обернулось ломкой устиновских устоев, когда главные конструктора были подняты на уровень выдающихся людей, без чего не было бы того поразительного расцвета отечественного танкостроения при Устинове. И плохо, что возглавляет огромную нынешнюю корпорацию человек, который никогда танками не занимался, у которого, помимо танковых тендеров, в голове вагоны, политические амбиции и соответствующие заботы.
Это не может не беспокоить. Если назначен несведущий человек на такое большое дело, то не бросайте его без поддержки и контроля ВПК, т.к. он становится жертвой своего окружения и зависит от людей, которых освободили от ответственности. И ставка на перспективу («Армата») в ущерб модернизации парка танков, которые уже есть, выглядит как попытка избавиться от трудных забот. Легче всего говорить о танке, который будет лет через 10, как о самом совершенном в мире, вместо того чтобы содержать в хорошем состоянии парк существующих танков и побеждать на тендерах с их модернизированными модификациями. Сейчас наши танкостроители запросили на ОКР нового танка 150 млрд рублей (более 2 млрд долл.) с нереально короткими сроками освоения этих средств. И уже видно, что не все в порядке с этой «Арматой» и совсем не всё в порядке с танкостроением в целом.
Серийные производства танков и танковых двигателей по большому счету остановлены, что вредно для оборонного потенциала, особенно при отсутствии должного контроля и порядка. Работники НПК «Уралвагонзавод» пишут статьи и целые опусы, порочащие те танки, которые у нас есть, и удивляются, как это мы проигрываем тендеры китайским и харьковским танкостроителям, которые самым серьезным образом развивают традиции советского танкостроения. Где здесь логика? Тем более что танки Т-72 и Т-80, созданные выдающимися конструкторскими коллективами, опередившими свое время, составляют основу того танкового парка, который будет использован в случае обострения военной обстановки в течение ближайших нескольких лет.
Надо понимать, что, начав в 2010 году разработку принципиально нового танка «Армата», невозможно довести его до серии в те короткие сроки, которые называются. По сложившейся у танкостроителей практике (у тех же немцев) это потребует 10–12 лет. Значит, тысячи танков «Армата» ценой в десяток миллиардов долларов могут появиться не ранее 2025 года, когда может потребоваться совсем другой танк.
Но ведь объявили реально существующие советские танки чуть ли не забытым прошлым и остановили модернизацию Т-80У. А чем будем воевать, если завтра война? Оставшимися немодернизированными танками Т-72? Танков Т-90 у нас всего 500 штук, и больше воевать будет нечем. Такая техническая политика озадачивает.
У немцев эта политика в руках компетентных людей. Они осторожны в своем движении от первых разработок к Леопарду 2А7, который сегодня готов к серии. Вот почему они сокращают в войсках первые модели своих Леопардов. Они не хотят нас встревожить и дать опомниться от утвердившегося заблуждения на их счет.
Итак, Леопард 2А7. Это будет танк массой 67,5 тонны, т.е. во всеоружии бронирования и защиты, «Тигр» сегодняшних дней. Предусмотрены и требования подвижности, которые немцы всегда рассматривали как важнейшие. Поэтому у них разработан и готов к серийному производству новый дизель мощностью 2600 л.с. – MT883 Ка-523. Это будет опережающий скачок не только по защите, но и по удельной мощности, которая составит 38,6л.с./т, т.е. почти в два раза больше того, что намечено для «Арматы». Такого конфуза в истории танкостроения еще не было.
Где выход? Он очевиден: это, во-первых, модернизация танков Т-80, которые не надо пока даже изготавливать. Они есть в количестве 4,5 тысячи штук, и их последняя модификация имеет наивысшую на сегодняшний день удельную мощность в мире – 27,2 л.с/т. Но уже создана модификация его газотурбинного двигателя мощностью 1500 л.с. Это ГТД1500. А по утверждению создателя семейства этих ГТД В.А. Морозова, ГТД1500 может быть форсирован до 1800 л.с. Удельная мощность Т-80У будет при этом уже 36 л.с/т. И все это можно сделать достаточно быстро.
Однако при данной модернизации надо учесть еще один важный момент, который технической политикой нашего танкостроения недостаточно осознан. Все скоростные танки должны иметь возможность плавно изменять радиус поворота за счет ГОП МП. Все танки на Западе имеют такой привод поворота. У нас, несмотря на успешные государственные испытания танка проекта 219 РГ с ГОП МП 165 РУ, таких танков в серии никогда не было. Это одна из издержек пережитой ломки. И уже поэтому наши танки с высокой удельной мощностью не могут считаться лучшими в мире.
Точно так же и китайские танкостроители, которые позаимствовали многое от танка Т-80У, не могут считать свой танк Тип 99 лучшим в мире – как они, конечно, это заявляют, пока в их серийно выпускаемом танке нет плавного поворота.
Мы можем решить эту задачу в сжатые сроки, т.к. сумели сохранить свой коллектив разработчиков ГОП МП в виде предприятия ООО «ТЕХНОМАШ-НЕФТЬ» и можем разработать модернизированный ГОП МП165 РУ под 1800-сильный танк. Дело за малым – согласовать нам ТЗ на модернизацию ГОП МП для модификации танка Т-80У с форсированным ГТД. Соответственно, надо выдать ТЗ заводу им. Климова на разработку ГТД1800. Затем будет необходимо провести государственные испытания танка Т-80У с новым ГОП МП и с новой ГТД (назовем эту работу проектом 219РГ-2). Получив подтверждение документации через государственные испытания, мы сможем модернизировать 1–1,5 тысячи танков Т-80. Так мы получим танковый авангард, который закроет Европейскую равнину. И все это без изготовления самих танковых платформ.
Дешево, но очень сердито.
А пока ГОП МП нет, не будет смысла форсировать наши ГТД, т.к. без ГОП МП скоростные танки не вписываются в поворот, и водители вынуждены сбрасывать скорость. Вот почему мы не можем получить всех преимуществ от танка Т-80У с ГТД 1250, являющегося на сегодняшний день самым скоростным танком. Дело Николая Сергеевича Попова не доведено до конца. Многие не понимают, что выход так прост, и пудрят мозги начальству, принимающему решения. Это результат той самой ломки. Устинову пудрить мозги никто не мог. У него была конкуренция разработчиков.
Во-вторых, у нас есть еще 7000 танков Т-72. В случае большой европейской войны все они понадобятся. Это хорошие танки с мощностью двигателя 840 л.с., отработанного за много лет до высокого уровня надежности. Надо модернизировать эти танки по типу тех пар сотен Т-72, которые разобрали и собрали заново в виде танков Т-72Б3. И мы получим необходимую массу танков второго эшелона.
И еще надо помнить, что сегодня и разрабатывать, и модернизировать танки надо с оглядкой на ПТРК, как на свои, так и на те, что есть у предполагаемого противника.
А противник уже переходит к ПТРК третьего поколения. И здесь нельзя оплошать.
Враг не дремлет. НАТО (Европа и США) наклепают Леопарды 2А7 («Тигры» сегодняшнего дня») тысячами и быстро. А о пушечном мясе для вождения этих войск они уже заботятся. Разумно вооружившись, мы тем самым не допустим войны в Европе.
Как давно известно, «кто не хочет, когда он может, когда захочет уже не сможет».
О.М. БАБАЕВ,
зам. главного конструктора по ГОП МП проекта 219РГ, ныне генеральный директор ООО «ТЕХНОМАШ-НЕФТЬ», кандидат технических наук
[28/02/2015]
|
Комментарии
Re: Кто не хочет, когда он может
О.М. БАБАЕВ как же вы правы и как ваши соображения верны, но плохо только одно, здравые мысли не нужны слугам сатанических культов, которые подчиняются не Совести, а блеску злата и мировым центрам, посулившим им обладание данным златом, за ограбление народа и сдачу России под их демоническое внешнее управление.
Особенно актуально то, что ваши предложения, как дёшево и сердито ответить потенциальному врагу перед неизбежной войной, очень актуальны и сравнимы с предложением Кошкина перед ВОВ, предложившему дешёвый в изготовлении Т-34, который был не хуже, в несколько раз дороже стоящих, аналогов у противника.
Вывод: с дорогой Арматой танкостроение России умрёт, а если вдруг в Кремле поймут, что Запад их загнал в угол, с целью окончательного уничтожения, то тогда Ваши предложения обязательно будут реализованы. Удачи Вам.
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=599235
Это уже совсем плохо...
Т-80 вполне на уровне на текущий момент - усилить защиту, поменять средства связи и прицельный комплекс ,
установить вспомогательную силовую установку для экономии ресурса и топлива и будет вполне приличная машина.
Много говорят о том, что наши лёгкие танки в начале Великой Отечественной войны были "лишними" и "ненужными", но как же быть с Т-60 и Т-70, они ведь были лёгкими, но их делали и они сыграли большую роль в победе над врагом и в 1941 и в 1942 и в 1943 годах.
Ну а БМП - то же самое. Плюс к этому у них имеется слабенькая пушчонка, ну прямо как у Т-60, Т-70 времён войны!
Или немцы всё-таки Курскую битву выиграли со своими более мощными танками? Ну хотя бы на бумаге?
Ну отступали потом - так потому что приказ такой был. Или потому, что англо-американо-канадцы в Сицилии высадились и их Гитлер сильно напугался?