Vice News: Побег из Дебальцево

История одного конвоя, вырвавшегося из осаждённого города.

Семь грузовиков с украинскими солдатами покинули осажденный город Дебальцево спустя несколько часов после вступления в силу так называемого режима прекращения огня в воскресенье. Однако только пять из них благополучно добрались до украинских позиций.

Как только автомобили выдвинулись через ничейную землю между Дебальцево и следующей украинской позицией, по колонне открыли огонь повстанцы из артиллерии. Командир воинского подразделения с позывным Джексон был в первом грузовике.

«Снаряд разорвался метрах в трёх от нашего автомобиля, - рассказывает он «Vice News». - Это чудо, что мы живы. В третий грузовик попал снаряд».

10-мильный участок шоссе между Дебальцево и поселком Луганское является единственным путём снабжения продовольствием и боеприпасами про-киевских войск, обороняющих город. Дорога заминирована и окружена огневыми позициями повстанцев. 

Украинские солдаты на южной окраине Луганского рассказали «Vice News» в воскресенье, что продвигаться дальше по дороге самоубийственно. Пока они рассказывали, продолжался минометный огонь.

Из-за постоянных обстрелов повстанцами, бойцы Джексона были заблокированы в городе, но у них кончились боеприпасы, поэтому они решили прорываться. «Если бы мы остались, мы бы остались там навечно», - мрачно сказал командир.

Пятнадцать солдат из команды Джексона прорвались, в том числе это удалось и четырём раненым. После прибытия в больницу в Артемовске, (примерно в 30 милях к северо-западу от Дебальцево), грязные солдаты стали вытаскивать из грузовика раненых на носилки и одеяла.

Подразделение Джексона впервые прибыло в Дебальцево в августе. Город является ключевым железнодорожным узлом, и повстанцы отчаянно пытаются захватить его. В январе, повстанцы окружили город с трёх сторон и обстреливают его беспощадно. 8 февраля они туго затянули петлю. Медики в Артемовске сказали, что конвой в воскресенье был первым, которому удалось прорваться из города на прошлой неделе.

Дебальцево является главной причиной, почему боевые действия продолжаются в восточной Украине несмотря на режим прекращения огня, который вступил в силу через одну минуту после полуночи в воскресенье. В телевизионном обращении, объявив перемирие, президент Пётр Порошенко заявил, дорога к Дебальцево остается открытой и что войска там обеспечены боеприпасами. Но история прорыва конвоя в воскресенье показывает, что оба эти утверждения являются, по существу, неверными.

У повстанцев «много обружия и боеприпасов», - сказал Джексон. - «Мы бы остались до самого конца, но это было бессмысленно без оружия».

Тысячи украинских солдат остаются в ловушке в Дебальцево, которую некоторые солдаты сравнивают с кровавой Сталинградской битвой времен Второй мировой войны. Шестьдесят процентов города разрушено, ежедневно обстрелами уничтожается по несколько зданий, говорит Джексон. «Вы просто привыкаете к постоянной стрельбе и взрывам, - сказал он. -Мы знаем, что они стреляют в нас просто по звуку». Двое солдат были доставлены в больницу с пулевыми ранами, сообщив, что борьба идёт в рукопашную.

На сотовые телефоны солдаты получают многочисленные SMS-сообщения, в которых их якобы сослуживцы призывают сдаться: «Параша (Порошенко) слил вас.

Он «говорит» (в оригинале нецензурное слово) окружения нет. Уходим к донецким. Плен не смерть».

Киев пошёл на прекращение огня, чтобы обеспечить передышку от обстрелов, которая может быть использована для эвакуации или усиления войск в Дебальцево. Но Александр Захарченко, глава самопровозглашенной ДНР, заявил, что его силы будут соблюдать прекращение огня везде, кроме Дебальцево и будут «пресекать любые попытки вырваться из окружения».

«Там не было ни слова о Дебальцево в [Минских] соглашениях, - утверждает Захарченко. – Это означает, что Украина просто предала 5000 людей, попавших в это окружение».

Печально то, что он может быть прав. Порошенко якобы отказался вести переговоры с президентом России Владимиром Путиным о «зелёном коридоре», который позволил бы украинцам покинуть город. По словам Андрея Колесникова из кремлёвского журналистского пула, который имел в прошлом доступ к Путину, из 16 часов лидеры Франции, Германии, Украины и России во время переговоров в Минске восемь потратили на спор, есть ли в Дебальцево на самом деле «котёл» (русский термин для военного окружения).

«Владимир Путин настаивал, что он есть, и что если будет заключено соглашение о перемирии, странно, если оно не будет нарушено: те, кто в котле, обязательно постараются выбраться из него, а те, кто этот котел варит, постараются собрать пену» - написал в газете Коммерсант Колесников.

Несмотря на позерство многих на украинской стороне - что они не сдадут Дебальцево, Джексон сказал, что многие военные хотят выйти оттуда. «Мы все пытаемся уйти, - сказал он. – Единственный иной вариант - это смерть».

Но Киев не имеет возможности спасти тысячи солдат, прячущихся в траншеях и блиндажах по всему городу, не говоря уже о почти 1000 гражданских лиц, которые по-прежнему остаются там. Оба шоссе и поля к северу от Дебальцево находятся под шквальным огнем повстанцев, рассказал бородатый водитель скорой помощи (с волосами, собранными в хвост) из Артемовска с позывным Капеллан.

Те, кто пытается вырваться из окружения либо подрываются на минах в полях, либо стараются ехать по шоссе как можно быстрее, надеясь проскочить, сказал Капеллан. Его организация насчитывает сейчас лишь четыре рабочие машины: две подорвались на минах, а четыре уничтожены во время обстрелов.

Ситуация в Дебальцево является непоправимой, поскольку никто не может пополнить запасы бойцов, говорит Алла Нещадим - медик скорой помощи, чей сын Олег всё ещё сражается в городе. Она обвинила Киев в неспособности помочь войскам, чтобы усилить их, или провести переговоры либо о капитуляции, либо для открытия коридора для их ухода.

«Вы должны либо драться, либо вы должны вытащить их, но оставлять их там, как пушечное мясо не правильно», - считает Нещадим.

Она призвала Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Красный Крест принять участие в организации гуманитарного конвоя, чтобы эвакуировать солдат, надеясь, что такой конвой повстанцы не будут обстреливать. Хотя ни одна из этих организаций, вероятно, не возьмёт это на себя из-за физической опасности и политических последствий такой операции. Но что-то должно быть сделано, настаивает на своём Нещадим.

«Vice News», (США)

Перевод: Неделя.UA