Педагогическая поэма. Слова Макаренко. Музыка - СВО

На модерации Отложенный

Если события, изложенные знаменитым советским педагогом Антоном Макаренко, наложить на геополитические процессы на постсоветском пространстве, можно заметить их потрясающую конгруэнтность во всех смыслах этого геометрического термина. Современная Россия в ХХI веке удивительным образом повторяет тернистый путь автора «Педагогической поэмы». Даже основные сюжетные действия разворачиваются в тех же краях:

«В шести километрах от Полтавы на песчаных холмах – гектаров двести соснового леса, а по краю леса – большак на Харьков, скучно поблескивающий чистеньким булыжником.»

Исходные параметры столбовой дороги, начавшейся для России в лихие 90е, до изумления похожи на быт Антона Макаренко и его соратников:

«Длинными зимними вечерами в колонии было жутко. Колония освещалась двумя пяти- линейными лампочками: одна – в спальне, другая – в моей комнате. У воспитательниц и у Калины Ивановича были «каганцы» – изобретение времен Кия, Щека и Хорива. 

Читаю и перед глазами встают заснеженные Питер и Москва начала 90х, и уродливые блошиные рынки под немногими освещенными билбордами “МММ-Мы рядом!”, “В Денди играют все!”, “Шок-это по нашему!”

…Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, – они были еще и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года.

…Ограбленные селяне приходили к нам и трагическими голосами просили помощи.

Я выпросил у завгубнаробразом наган для защиты от дорожных рыцарей, но положение в колонии скрывал от него. Я еще не терял надежды, что придумаю способ договориться с воспитанниками»

По количеству попыток договориться по-хорошему с воспитанниками советской школы «дружбы народов» Россия оставила гения педагогики далеко позади. За 30 постсоветских лет не осталось ни единой уступки, на какую не пошло бы моё Отечество в отношениях с «братскими народами». Из словаря синонимов были использованы все варианты фразы «Ребята! Давайте жить дружно!». И у Макаренко, и у России результат получился аналогичным: 

«У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог применить к делу, а немедленный анализ и немедленное действие.

Всем своим существом я чувствовал, что мне нужно спешить, что я не могу ожидать ни одного лишнего дня. Колония все больше и больше принимала характер «малины» – воровского притона, в отношениях воспитанников к воспитателям все больше определялся тон постоянного издевательства и хулиганства.» 

Из песни слов не выкинешь. В отношении России небратья, чем дальше, тем больше вели себя развязно, нагло, требуя позолотить ручку и одновременно плюя в лицо.

«Калина Иванович рассыпал миллионы искр из своей трубки и разводил руками:

– Что ты им скажешь, паразитам? Видишь, какие алегантские холявы!…»

А потом произошло то, чего никто не ожидал…

«И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате.

В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал

обычный задорно-веселый ответ.

– Иди сам наруби, много вас тут!

Это впервые ко мне обратились на «ты».

В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз. 

Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспе-

шил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:

– Простите, Антон Семенович…»

Выделю капслуком ввиду важности события:

«ИМЕННО ПОСЛЕ ЭТОГО ВСЁ ВОЛШЕБНЫМ ОБРАЗОМ ПЕРЕМЕНИЛОСЬ»

«Обедали мы вместе, с аппетитом и шутками, но утреннего события не вспоминали. Я себя чувствовал все же неловко, но уже решил не сдавать тона и уверенно распорядился после обеда. Волохов ухмыльнулся, но Задоров подошел ко мне с самой серьезной рожей:

– Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет все хорошо. Мы понимаем…»

Прекратим временно цитировать «Педагогическую поэму». Её главы потом и кровью пишут сегодня добровольческие батальоны и кадровые части ВС РФ. Перейдём к эпикризу - суждению о состоянии больного, о диагнозе, причинах возникновения и развитии болезни, об обосновании и результатах лечения на определённом этапе. 

Мы любим людей за то добро, которое им делаем и ненавидим за то зло, которое им причиняем (Л.Н. Толстой)

Жаль, что Лев Николаевич, не указал, когда, у кого и при каких обстоятельствах появляется желание нагадить на голову своему ближнему. Но весь образ жизни Его Сиятельства графа Толстого свидетельствует о том, что ответ на этот вопрос он знал. Попробуем угадать его мысли.

Чаще всего агрессию проявляют те, кто ведет паразитический образ жизни, по отношению к тому, на ком они паразитируют. Потому так похожи высокомерно-пренебрежительное отношение и агрессивное поведение паразитов как на микро, так и на макроуровне.

Великовозрастные инфантильные дитятки, живущие за счет родителей, мужчины, паразитирующие на женщинах и наоборот, по своему отношению к домашним жертвам просто копируют поведение патрициев к плебеям, чиновников – к населению, жителей столицы – к провинциалам, шариковых – к преображенским, креаклов – к «ватникам», великоукров – к «колорадам», колонизаторов – к колонизированным, оккупантов – к оккупированным. 

Везде и всюду паразит будет ненавидеть свою жертву, потому что прекрасно понимает на уровне первичных рефлексов: без нее, жертвы, ему, паразиту, крышка. И это чувство собственной зависимости и ничтожности, опирающееся на самый сильный инстинкт самосохранения, заставляет паразита атаковать жертву даже тогда, когда сама жертва не проявляет никакой агрессии.

Конечно, человеческая сущность паразита сопротивляется такой установке. Природой, Богом, опытом выживания в человека заложена необходимость цикличного существования: брать-отдавать, уставать-отдыхать. При нарушении этих циклов включается режим самоуничтожения в виде онкологии, сумасшествия, алкоголизма/наркомании и прочих механизмов самосохранения рода человеческого. 

Паразит это чувствует спинным мозгом, поэтому всегда старается унизить и расчеловечить свою жертву, пытаясь обмануть природу, блокируя необходимость соблюдать предписанные свыше правила, необходимые для собственного выживания. Все эти «колорады» от свидомых, равно как и прибалтийские aliens – это инстинктивная попытка оправдать свой собственный паразитизм, представив его в качестве борьбы с внешними природными явлениями.

Убедив в первую очередь себя, что его агрессия направлена не на себе подобных, а на некие абстрактные, неправильно одушевленные силы, паразит на какое-то время обретает душевное равновесие, проявляющееся в изменении психики. Вам наверняка довелось слышать: «Знакомый (друг) пошел в политику (в чиновники), и его как будто подменили», «Они переехали в Лондон, и через год их было не узнать».

Так вот, такое перерождение – сиамский близнец того, что мы видим с титульным гражданским обществом на Украине, в Прибалтике и Азии, одновременно ненавидящим русских и тут же требующим от них оплачивать собственное комфортное существование. Типичное поведение типичного паразита, которого хорошо кормили, на халяву поили. В результате полностью атрофировалась способность самостоятельного выживания в конкурентной среде. Но ведь кроме паразита есть еще и жертва, а также её поведение, называемое у криминалистов виктимным, то есть провоцирующим преступление. 

 "Если вдуматься, мы на самом деле виноваты в том, что происходит в соседней стране. Мы с вами. Я конкретно. Наша власть. Это мы их развратили. Мы виноваты, как виноваты родители,  вусмерть зализавшие своё любимое чадо  до того, что дитятко стало хамить  взрослым, гнуть пальцы, считать себя властелином "Кольца". - написала Ольга Туханина еще в 2014. 

     В этом была суть  нашей политики.  Это называется "виктимное поведение жертвы" и мы  ведем себя,  будто перед всеми виноваты и всем обязаны.  Во всяком случае так  выглядит со стороны.  

      Нам откровенно плевали в лицо, обещали вздернуть на гиляку, вслух мечтали о том, что уничтожат, о том, что нас не останется вообще, а мы умильно улыбались и говорили: "Это ничаво, это они зомбированы, они все равно братья нам, они опомнятся." Когда нам делали совсем больно, мы грозно надували щеки, потрясали кулачками и кричали: "Они еще сами приползут к нам на коленях!

Они поймут!" 

       Что они поймут? Что можно вытирать о нас ноги, а потом открывать пинком дверь, садиться с нами за стол и кричать "жрать собери! Живо!". А мы будем им в глаза заглядывать и спрашивать подобострастно: "Ну что, плохо было без нас, да?" А нам хмуро будут отвечать: "Отлично было без вас, только жрать нечего. Чё вылупилась? Хлеб передай! И недосолено сегодня!" 

     Нам постоянно сообщают, что мы кретины, потому что сами вызываем неудовольствие небратьев. "Ну, все! Вы навсегда  потеряли Грузию". "Пипец, вы навсегда  лишились Молдавии". "Никогда мы не будем братьями, вы оторвали от себя Украину".  

    Кто-нибудь когда-нибудь из тех, кто так говорит, боялся навсегда потерять Россию? Нет. Потому что знает - мы не потеряемся, мы тут, всегда готовы дружить по первому свистку. Перестань только гадить на нас слишком уж откровенно - и опля! - наш рынок опять открыт. У своих опять не будем покупать, а подвинемся ради “братского”. Ведь нельзя  обижать того, кто уже стал меньше гадить. Он же на пути исправления."

Сразу после латвийского референдума-2012 в защиту русского языка я летел из Риги в Москву и оказался на соседнем кресле с отпетым русофобом, топившим за запрет общения на русском в Латвии. У него, оказывается, успешный бизнес в России. Кормит досыта, поит допьяна. Спрашиваю: 

-Не боитесь, что карта перевернется и Америка отвернется? Что делать будете?

-Нет, не боимся, - отвечает он лениво, добродушно, - если что - придем покаемся. Простят на щелчок пальцев. Не впервой.

И ведь всегда готовы понять и простить! Гордимся своим миролюбием и великодушием, приобретающим какие-то карикатурные формы.

Чем бахвалимся-то? Тем, что дотировали экономику Украины многими миллиардами? Здорово. Олигархи Украины много нам благодарны, распевают ла-ла-ла.

За свои три копейки МВФ им руки до хруста выкручивает, и небратья покорно выполняют все требования. Любые. Свое население готовы уморить. А на нас за наши деньги можно положить с прибором - перетопчемся. Американцы могут пообещать конфетку, и не сегодня, а завтра, и то при сотне условий - плевать. Американцы все равно будут замечательными. Нам скажут: "А это просто любовь. Их - любим, вас - презираем. Перед ними за печенюшку будем танцевать, а вы пошли вон". Почему? Потому что есть, за что. Потому что мы сами себя не уважаем. Потому что вчера человек кричал "москаляку на гиляку", утверждал, что воюет с Россией и дойдет при необходимости до Москвы, убивал тех, кто нам поверил, а сегодня мы ему приют и трибуну на федеральных телеканалах (да-да, я про Киву, хотя и свежеобменянный Медведчук - того же поля ягода). 

Это гордыня, граждане, - считать себя "не такими, как они, а гораздо лучше", поэтому позволять над собой куражиться, развращая тех, кто это делает.

Попутно это еще и предательство наших союзников. Тех, кто нам не изменял. Союзников, которые живут и в Грузии, и в Молдове, и на Украине. Поймите, кое-где за наши символы убивают, сжигают живьем за наши флаги и георгиевские ленты. Унижают, загоняют в подполье. Лишают куска хлеба. А мы пускали убийц этих людей к себе, договаривались с ним о мире и дружбе, о взаимовыгодном сотрудничестве. Помогает это нам? Действует такая пропаганда? Нет. Почитайте их форумы: "Сволочная Рашка, сама же обстреливает наших мальчиков, а потом еще их унижает! Твари, какие же твари!" 

Вспомните! Мы себя так ведем постоянно. Наш памятник переносят в Эстонии - с глаз долой. Памятник нашим мертвым. Есть погибшие среди его защитников. Был какой-то серьезный демарш? Мы разорвали дипломатические отношения? Мы предупредили, что кроме мертвых солдат у нас еще много живых? Мы сказали, что готовы так вступиться за своих мертвецов, что никакой зонтик НАТО не поможет? Мы донесли эту простую мысль до Брюсселя? Не. Чего-то там побубукали, да успокоились. Это ж суверенная страна - Эстония, имеет право. Когда-нибудь они осознают... После сноса Памятника Освободителям Риги, из России в Латвию возобновились поставки газа, да и вообще товарооборот неожиданно вырос… 

Так поступать - по-христиански? Разве? Это же мы делаем из людей убийц. Они там уже шалеют от крови, а мы готовы их понять и простить. Из-за океана им говорят "вам все дозволено", но и мы по сути говорим то же самое. Это дурная политика. Это дурной моральный выбор.

Мы так поступаем не только во внешней политике, но и во внутренней. Писатель сегодня говорит "Хорошо бы раскатать Россию катком, ненавижу ее!", а завтра он в Кремле получает очередную награду и грант, а послезавтра рассказывает в интервью, как ему было противно пожимать руку президенту, но грант ему пригодится на борьбу с режимом - "за их же деньги их и похороним!" И все сторонники писателя ржут: “ну, вы приколист! за их же деньги, ахаха!”

Зато уралвагонзавод нужен лишь тогда, когда начинает почва из-под ног уходить. Тогда - да. А в остальное время - нет. Куда денется? Там же свои, перетопчутся.

Инфантильный ребенок, родители которого и не заметили, что ему уже 25 лет, привычно требует жрать и обещает прибить любого, кто не удовлетворит все его потребности, включая сексуальные. Ну что могу сказать. Тут как в анекдоте: «А теперь, мамаша, начнем называть писю членом и приступим к лечению сифилиса…» 

Россия находится в самом начале своей «Педагогической поэмы», аккурат на 35-й странице из пяти сотен, хлещет по мордасам бугаю Дорохову, оказавшемуся на поверку Мыколой Дорошенко. Бьёт аккуратно, но чувствительно, с явным желанием донести с помощью кулаков то, что не удалось внедрить уговорами, посулами и подарками. Лупит самого крупного и наглого, прекрасно понимая, что остальной клоповник внимательно наблюдает, содрогаясь от каждого нового прилёта и прекрасно понимая – они следующие в очереди на воспитательное умиротворение.

Офицеры и рядовые с триколорами на шевронах даже не догадываются, что они – геополитические педагоги и весь земной шар, затаив дыхание, слышит их тяжелую поступь, восклицая периодически: «Подождите минуточку! Я записываю!» Земной шар прекрасно понимает, кого требуется воспитывать в первую очередь, кто является на нашей планете Главным Паразитом. Этот крендель тоже понимает, по ком звонит колокол. Перемежает истерики с угрозами, паникует, но сдаваться не намерен. Зачем ему такой мир, в котором нет возможность грабить весь белый свет. 

Изобретатели виртуальной жизни - наши заклятые заокеанские партнеры, столько лет “загружали” в гражданское общество расширенную версию глэм-культуры, переведоили всю жизнь “золотого миллиарда” из реального мира в виртуальный, не для того, чтобы вот так взять и отпустить дойную корову на вольные хлеба. Она нужна для обеспечения безбедной жизни живущих в мире виртуальных ценностей.

К каждому добытому старателями грамму золота виртуальщики добавили килограмм воображаемого, к каждой бочке выкачанной нефти - 20 баррелей нарисованной, а к каждой отчеканенной и обеспеченной монете - 100500 “призовых”, которыми награждают себя любимых, а также тех, кто хорошо себя вёл и послушно повторял, что всё нарисованное ничем не хуже, а даже лучше и ликвиднее, чем натуральное. 

Необходимым и достаточным условием успешного функционирования такой модели является существование ЛОХА - реального собственника натурального продукта, которого надо убедить, что обмен погремушек и бус на золото – это очень выгодная сделка. В рамках этой задачи тратятся миллиарды долларов, пишутся тонны экспертных заключений, в соответствии с которым принято считать, что нарисованный товар «Гегемона» ничем не хуже натурального продукта Лоха, и он, Лох, просто обязан менять свой реальный продукт на виртуальный, причем по ценам, которые ему “милостиво указать соизволят” из «града на холме». 

Самый страшный сон виртуальщиков - событие, после которого Лох поймёт, что он Лох, и ему надоест быть таковым, ибо хрен с ним, что стыдно, но это разорительно дорого и беспросветно! А сейчас происходит страшное. Лох не просто отказывается встать в стойло. Он заявил о намерен бить по наглой рыжей морде самого гегемона.

Пока до Главного Паразита руки не доходят, но в процессе надраивания лица условного Мыколы Дорошенко летят в разные стороны высаженные зубы, переворачивается мебель и бьются одни за другим кривые зеркала, поставленные перед лицом жертв мирового грабежа. И зрители один за другим вдруг осознают, что якшались всё последнее время с голимыми жуликами, меняющими на реальный товар уже даже не зеркальцы с бусиками, а виртуальную запись в компьютере. А осознав, начинают задумываться «как жить дальше?» и посматривают долгим задумчивым взором на колонию имени Антона Макаренко, начавшего свой педагогический путь в бессмертие с примитивного мордобоя.

Сергей Васильев