Ангела Меркель посмела возразить Конгрессу США

На модерации Отложенный

Канцлер ФРГ выступила против инициативы ряда американских конгрессменов поставить Украине оборонительные вооружения. По словам Ангелы Меркель, «этот конфликт военным путем не решить». Она обвинила Россию в нарушении международных норм, но заверила, что Европа не будет укреплять свою безопасность «против Москвы». С подробностями из Мюнхена – специальный корреспондент "Ъ" ЕЛЕНА ЧЕРНЕНКО.

Выступая на Мюнхенской международной конференции по безопасности, канцлер ФРГ Ангела Меркель высказалась против поставок вооружений Украине. С предложением передать Киеву оборонительные вооружения выступил американский сенатор Боб Коркер, заявивший, что эту инициативу поддерживают большинство конгрессменов. «Этот конфликт не решить военным путем, а в (украинском — "Ъ") регионе и так уже слишком много оружия,— ответила Ангела Меркель.— Поэтому требуется предпринять шаги на выполнение минских договоренностей».

Этому, по словам канцлера ФРГ, послужили переговоры, которые она совместно с президентом Франции Франсуа Олландом провела в четверг в Киеве, а вчера в Москве. «Мы еще не знаем, принесут ли эти переговоры успех, но этот визит (в Москву — "Ъ") имел смысл. Это было нашим долгом по отношению к людям, которые страдают (на Украине – "Ъ")»,— пояснила госпожа Меркель.

Сидевший в зале президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, однако, не удовлетворился таким ответом, а потому вновь затронул тему поставок оружия на Украину. По его словам, эту меру нельзя отвергать, поскольку дипломатические усилия по урегулированию кризиса могут «провалиться». «У сепаратистов на юго-востоке Украины суперсовременное оружие, которым управляют российские спецслужбы,— заявил он.— С украинской же стороны им противостоят добровольцы с оружием образца 1970-х».

Ангела Меркель, однако, вновь сказала, что не видит военного решения украинского кризиса. Она заявила, что Россия нарушает международные нормы, «изменяя границы силой». В то же время Ангела Меркель заверила, что Европа не будет укреплять свою безопасность «против России». «Никто не заинтересован в новом расколе Европы. Тем более никто не заинтересован в конфронтации, которая ведет к все большей эскалации,— сказала канцлер.— Германия остается приверженной концепции строительства "большой Европы" от Владивостока до Лиссабона, но это невозможно без решения кризиса на Украине».

07.02.2015, 14:30

Как канцлер Германии и президент Франции собирались остановить войну на Украине

По данным информированных дипломатических источников "Ъ", суть франко-германской инициативы может сводиться к прекращению огня на условиях признания новой линии разграничения, не совпадающей с той, которая была оговорена в сентябрьских минских соглашениях. Изменилась эта линия в пользу самопровозглашенных ДНР и ЛНР после предпринятого ими в январе наступления. Уступки Запада и Киева могут сводиться к тому, что эти изменения (или большинство из них) придется признать. В ответ от Москвы ждут твердых гарантий, что впредь территориальный статус-кво нарушаться не будет, а наступление прекратится. http://www.kommersant.ru/doc/2663542 

О чем умолчали Путин, Меркель и Олланд

 «Приднестровизация» конфликта соответствует как интересам Европы, так и интересам Москвы. Завершение военных действий и реальные гарантии безопасности ополченцам позволят Европе успокоить Россию, завершить с ней активную стадию конфликта и перейти к обсуждению мер по совместному спасению украинской экономики.

В свою очередь, Владимир Путин через эту дискуссию получает экономические инструменты воздействия на политику Киева, которые являются куда более эффективным и менее затратным с точки зрения международного имиджа рычагами давления. 

Возможно, скепсис Пескова связан с другим моментом - позицией официального Киева, а точнее украинской элиты, поставившей вопросы личного политического выживания выше интересов государства. Петр Порошенко находится в крайне непростых внутриполитических условиях, поэтому он не может соглашаться ни на изменение прописанной в Минске линии соприкосновения, ни тем более на какие-то серьезные уступки в деле пересмотра условий Минского протокола. Однако Песков четко дал понять, что будущее возможное соглашение не станет воплощением «плана Порошенко», поскольку будет содержать планы и пожелания российского президента. А эти планы давно известны: текущая линия разграничения, широкая федерализация (Путин согласен, чтобы она называлась по-другому, но по сути своей была именно федерализацией), нейтральный статус. Москва вряд ли просто так согласится на имплементацию некоторых пунктов Минского протокола, в частности, на возврат границы под контроль украинских властей. Таким образом, если Меркель и Олланд не хотят сорвать переговорный процесс с Путиным, им нужно еще раз оказать воздействие на Петра Порошенко (по всей видимости, четырехчасовых переговоров в Киеве 5 февраля оказалось недостаточно).

Теоретически выходом из ситуации могут быть нестандартные шаги, наподобие ввода миротворческих сил на линию разграничения (что снизит вероятность украинского нападения и, как следствие, необходимость в доступе Новороссии к российским ресурсам). Однако сразу же встает вопрос о том, чьи силы будут проводить миротворческую операцию. Учитывая серьезное влияние коллективного Запада на значительное число государств, Москва хотела бы, чтобы там стояли либо ее войска, либо солдаты из страны, которой она доверяет (например, Белоруссии). И тут опять же непонятна позиция Петра Порошенко, которому собственные оппоненты могут поставить в вину «оккупацию» их страны одним из членов Таможенного Союза.

Дополнительную неопределенность вносит и позиция Соединенных Штатов. Проблема в том, что в отношении Украины нет не только «коллективного Вашингтона», но и даже «коллективной администрации США». Даже внутри окружения Обамы есть разные точки зрения на оптимальную политику в отношении Украины. Некоторые говорят о том, что нужно более активно помогать Киеву защищаться и тем самым еще больше раздувать войну в Европе. Другие же утверждают, что у США просто не будет ни времени ни ресурсов для контроля за этой войной, поэтому в данной ситуации лучше заморозить конфликт или сохранить его на вялотекущем уровне. Не случайно некоторые аналитики увидели определенное охлаждение в отношениях между Вашингтоном и их ключевом «ястребиным» партнером в украинских коридорах власти - Арсением Яценюком. Во время последнего визита в Киев Джон Керри даже не удостоил американского протеже обстоятельной встречи, проведя с ним несколько протокольных минут. Если в Штатах возобладает именно эта точка зрения, Вашингтон как минимум не будет мешать Европе давить на Петра Порошенко.

Пока итоговый расклад не ясен и текст нового соглашения (который, конечно, будет назван «имплементацией» Минского протокола, а не его заменой) не представлен публике, сложно определить кто является основным победителем в переговорном процессе. А вот статус однозначно проигравших уже известен - ими стали несколько тысяч запертых в Дебальцевском «полукотле» украинских военных. Деблокировать их украинское командование не может, сбежать они оттуда тоже не могут (единственный выход надежно простреливается артиллерией самопровозглашенных республик, а границы с Россией куда можно сбежать там нет), а выводить их и возвращать Дебальцево ополченцам украинский президент просто не хочет. Если переговоры продлятся еще какое-то время, то не исключено, что ополченцам удастся окончательно ликвидировать «полукотел». http://expert.ru/2015/02/7/o-chem-promolchali-putin-merkel-i-olland/ 

Вашингтон определяется с поставками Киеву летальных вооружений