Следствие ведет губернатор

На модерации Отложенный

Глава Орловской области Вадим Потомский публично отчитал следователей, которые недостаточно активно, как он считает, преследуют его политического оппонента

Петр КОВАЛЕВ / Интерпресс / ТАСС

В декабре «Новая газета» рассказывала о том, как в Орловской области губернатор от коммунистов Вадим Потомский никак не может избавиться от воспоминаний о выборах, которые привели его в кресло главы региона (см. № 144 от 22 декабря). Напомним, что самым ярким оппонентом Потомского мог стать депутат областного совета и бизнесмен Виталий Рыбаков. Оппозиционный политик заявлял о том, что команда главного конкурента незаконно ведет сбор подписей муниципальных депутатов. Вскоре партия, которая выдвинула Рыбакова на выборы, его же и отозвала, и реальных оппонентов у Потомского не осталось.

Зато Рыбаков становился фигурантом все новых и новых уголовных дел, но ни по одному из них не удалось найти доказательств, которые позволили бы не то что передать дело в суд, а хотя бы взять бизнесмена под стражу. Рыбакова уволили с работы (он почти четверть века руководил муниципальной базой строительных товаров, в просторечии лесоторговой). Реакция едва ли могла порадовать губернатора: на митинг в защиту Рыбакова вышли полторы тысячи человек, что для тихого областного центра было просто немыслимо. Потомский попытался интерпретировать этот конфликт как угрозу государственной безопасности, но выбрал для этого не самую удачную площадку — областную коллегию Следственного комитета.

«В гораздо богаче регионе»

Видеозапись выступления Потомского есть в редакции и ее можно увидеть на нашем сайте — иначе поверить в корректность цитирования губернатора было бы сложно. Губернские журналисты, освещавшие мероприятие, так и не поняли, за что краю, где родились Тютчев и Фет, достался губернатор, владеющий русским языком на таком низком уровне.

Вот цитаты, в которых важен не только стиль, но и содержание. Например, Потомский, как можно предположить, пытался намекнуть областным сотрудникам СК, что у него есть связи «на самом верху»: «Я вам скажу, как губернатор Орловской области, как высшее должностное лицо. Но губернаторами не рождаются, губернаторами становятся, какой-то ты в своей жизни проходишь путь. Поэтому есть некоторый опыт работы в других регионах, более богатых регионах, не более богатых, гораздо богаче регионе, таком как Ленинградской области, и прокурором того района, в котором я был, сегодня первый заместитель прокурора, первый заместитель председателя Следственного комитета Российской Федерации Пискарев Василий Иванович».

Желая оценить эффект этой части собственного выступления, Потомский обратился к представителю центрального аппарата СК РФ Петру Титову: «Вы знаете такого, да, Петр Александрович?»

Пискарева, конечно, знают многие, это влиятельная фигура. Вопрос в том, помнит ли он предпринимателя Потомского, и если да — то с какой стороны?

«Я вас научу следствие вести!»

С такой воинственной передовицей, снабженной портретом губернатора на фоне руководства Следственного управления, вышла 29 января газета «Орловская среда». Ее редактор Татьяна Филева, анализируя просочившиеся к тому времени в прессу материалы коллегии, назвала это действо «Трэш и угар по-орловски». И действительно, угореть было от чего. Вадим Потомский, как можно судить, в стиле секретаря обкома КПСС убеждал следователей избрать для Виталия Рыбакова жесткую меру пресечения: «Знаете, я вам хочу сказать по своей практике, которая мне известна, у человека, вы сейчас поймете, о ком я говорю, когда у человека четыре уголовных дела, а вы у него не берете подписку о невыезде, для меня это удивительно… Человек выводит людей на улицу, начинает будоражить ситуацию в регионе, в городе. Он нервирует социальную обстановку в целом субъекте. Вы ему это дозволяете».

Орловский губернатор, судя по видео, буквально отчитывал следователей, как школьников: «Извините, я возвращаюсь к лесоторговой. Посмотрите, как она уходила. А потом зайдите в мэрию города Орла. До сих пор эти люди работают, которые эти подписи ставили. Вот вам коррупционеры, чего их искать-то… Есть материалы, по которым оно, ну вот оно все здесь. Все, любой школьник, юрист понимает, студент, а мы ждем чьи-то заключения».

Потомский (по причинам, которые и сам объяснить, наверное, не может, вырос после увольнения с военной службы в запас с капитана до подполковника) «напутствовал» младших советников юстиции, как новобранцев: «Уверен, что, несмотря на то, что на свой молодой опыт, а, хоть уже вы майоры, у вас более чем достаточный опыт… с такими элементарными делами справитесь».

Дальше уже, как нам кажется, истерика: «Четыре уголовных дела на одного человека! Позволяют им все что угодно! Охаивает власть! Охаивает власть государственную! (В этот патетический момент Потомский ткнул себя в грудь.Ред.) Это клеймо и на вас! Это нам с вами вызов! Это не моя личная борьба, это должна быть совместная борьба с ними!»

Источники «Новой газеты» в центральном аппарате Следственного комитета восприняли слова Потомского с удивлением, потому что Орловское управление в ведомстве на хорошем счету. И вряд ли его репутацию могут улучшить уголовные дела, возбужденные с помощью такого «напутствия».

«Экспертам все равно, чьи деньги!»

Губернатор на коллегии объяснял опытным следователям, каким образом вести расследование «дела Рыбакова»: «Я понимаю, что нужны экспертизы, я все прекрасно понимаю. Но из четырех дел двум экспертиза абсолютно не нужна. Там все понятно на калькуляторе. Я вам официально говорю при представителе Следственного комитета Российской Федерации. Если вам нужны деньги на экспертизу, не ждите его (так на видеозаписи.Ред.) от Следственного комитета Российской Федерации. Мы дадим эти деньги. Экспертам все равно, чьи деньги, от вас они пришли или от какого-то другого источника. Вам нужно заключение экспертизы, вы его получите. Мы готовы их оплатить, тем более если эти экспертизы должны быть сделаны силами правительства Орловской области, наших структурных подразделений».

Правительство Орловской области — не экспертная организация, но Потомский, кажется, не мог остановиться: «Мы это сделаем. Если они кого-то не устроят, давайте сделаем сторонние. Покажите там, где вас устроит. И мы за это заплатим, мы готовы… Вот вчера я дал команду службе Бюро технической инвентаризации. Экспертизу, которую я, которая стоит, как они изначально предъявили вам, следствию, 99 тысяч рублей, сделайте за 900 рублей. За 900. И они пошли… И они ее сделают!»

Сделают — и только ту, которую закажет губернатор. Причем по рядовому, если убрать из него возможную политическую подоплеку, «делу Рыбакова», а не по трем заказным убийствам, которые были совершены в области с тех пор, как ее возглавил Потомский. Но складывается впечатление, что губернатор уже даже не мотивирует следователей, а прямо пытается ими командовать: «И есть принципиальные дела, принципиальная позиция, по которой вы должны, если это каким-то образом влияет на социальную обстановку в регионе, вы обязаны эти дела, эти дела взять в руки и бегом с ними работать».

В противном случае губернатор угрожает пожаловаться на Орловское управление руководству СКР: «Почему буксует сегодня, волокитится ряд вопросов, для меня непонятно. Для меня это очень непонятно. Я вам скажу откровенно, у нас должна была состояться встреча, в которой зачем-то написали, что якобы я встречался с Александром Ивановичем Бастрыкиным. Я еще не встречался, у нас будет встреча в феврале месяце. И по ряду дел я хочу с ним поговорить, чтобы он, по всей видимости, оказал вам помощь. Со стороны центрального аппарата».

На условиях анонимности представитель Следственного комитета, знакомый с перспективным графиком Александра Бастрыкина, уверил «Новую», что встреча с Потомским у главы СК РФ не запланирована. Впрочем, мы не исключаем возможности, что после подобных выступлений Потомский все-таки появится в здании в Техническом переулке. Вот только в каком качестве?..

Сергей ИВАНОВ —
специально для «Новой»