Экономический «блицкриг» против России не прошёл

На модерации Отложенный

2014 год походит к концу, и многие политики в Европе задаются вопросом, а за что же мы боролись в течение этого года?

Весь этот год прошёл под знаком конфликта между Россией и США с Евросоюзом. Между тем, противоборствующие стороны прекрасно понимают, что этот он не носит антагонистический характер – его можно, при большом желании, урегулировать, признав каждый свои ошибки и, выработав определённые правила игры для дальнейших отношений.

Если в начале года большинство из ЕС покорно пошло на поводу Вашингтона, согласившись поддержать антироссийские санкции, которые в итоге сильно пошатнули экономику не только России, но и самой Европы, то теперь, как отмечает американский журналист Патрик Смит, «закручивается настоящая неразбериха», а среди европейских лидеров «назревает бунт против американских санкций».

На прошлой неделе французский президент Олланд, датский министр иностранных дел Мартин Лидегор и итальянский премьер Маттео Ренци в Брюсселе выразили единодушное мнение, что с них «хватит санкций».

В настоящее время в Европе уже все понимают, что со своим постоянным «закручиванием гаек» в отношении России зашли слишком далеко, поддавшись надежде наказать Россию малой кровью. К тому же  и Путин смог показать свою твёрдость, наглядно продемонстрировав, что не только не сломается под западным давлением, но и сможет постоянно отвечать ударом на удар.

Обама обещал европейцам быструю экономическую победу над Россией, но экономический «бицкриг» не прошёл. Россия не Ливия, не Египет и тем более не Украина. Американский президент переоценил свои возможности, в тоже время, недооценив своего визави в Кремле, который оказался ещё тем крепким орешком, по сравнению с которым киношный «орешек» Брюс Уиллис кажется мальчиком с обосранной попой…

Статья в американской Salon  призывает своих читателей не издеваться, как это делают большинство американских СМИ, а задуматься над словами президента Путина, который постоянно подчёркивает «самостоятельность, суверенитет и право на существование» России. Издание недоумевает, почему о Путине говорят, как о политике, который будет находиться у власти считанные дни или недели, игнорируя тот факт, что тот «в ближайшее время уходить никуда не собирается»

На прошлой неделе в европейских СМИ появились результаты социологического опроса компании ICMReserch  , которые подтвердили, что граждане Еврозоны не имеют чётко сформированной единой позиции в отношении России. За отмену санкций против России, высказались 17% жителей Великобритании, 31% французов и 40% жителей Германии.

Четыре страны Евросоюза в лице Франции, Венгрии, Италии и Австрии довольно решительно высказываются за прекращение конфронтации с Россией. даже председатель Евросовета Дональд Туск признал, что ЕС намерен сформировать чёткую единую позицию в отношении России и, скорее всего, мнение перечисленных выше весомых участников Европейского Союза положительно скажется на дальнейших отношениях с российской стороной: «ЕС необходимо выработать единую чёткую позицию относительно Российской Федерации.

Мы не сможем найти единое перспективное решение для Украины, если у нас не будет практичной и прагматичной позиции и стратегии в отношении России».

Из всего сказанного, следует только один вывод – нужно срочно мириться? Но как это сделать?

В своём недавнем послании Путин чётко заявил, что истинная проблема конфронтации между Россией и Западом «зарыта» не в украинском кризисе, который стал лишь поводом для конфронтации, - не будь его западные «друзья» нашли ещё «что-нибудь».

Понимая это, в ЕС постепенно начинают менять линию поведения в отношении России, дав согласие на замораживание кризиса на Украине и отказавшись от дальнейшего серьёзного раскручивания санкционной войны. Россия со своей стороны меняет риторику в отношении мятежного юго-запада Украины…

Но эти действия ещё не говорят о том, что процесс нормализации российско-европейских отношений пойдёт такими же быстрыми темпами на улучшение, как недавно ухудшался. Все понимают, что нормализация отношений теперь займёт годы, если не десятилетия.

Для того, чтобы закончить бессмысленный и вредный конфликт, а также не допустить нового, обе стороны должны признать неприятные для них вещи.

Так, Европе стоит признать, что с нынешней Россией стоит обращаться как с равным партнером, и не будить «российский реваншизм». Брюссель должен признать постсоветское пространство (не только европейскую его часть, но и Южный Кавказ) сферой интересов России.

 В свою очередь, Москве предстоит несколько более сложная задача. Так, Москва должна понять, что она больше не имеет эксклюзивного контроля над этим пространством. Кремль должен согласиться с тем, что на нем функционирует «принцип открытых дверей» (то есть регион признается объектом свободной конкуренции). 

А вот даст ли Москва своё согласие на такую «свободную конкуренцию», вопрос риторический, потому что в Кремле прекрасно понимают свою неспособность конкурировать с Западом подобным образом.

Остановить евроинтеграцию, в её сегодняшнем виде, можно лишь через перестройку российской дипломатии и информационной политики, увеличение в ней имиджевой составляющей (в том числе и через либерализацию российского политического пространства и жёсткую борьбу с коррупцией), упоре на мягкую силу.

Россия просто обязана убеждать не только угрозой, но и соблазном…