Народной артистке СССР Алисе Фрейндлих сегодня 80 лет. Юбилей достойный не только киноманов, но и театралов. Конечно, все от мала до велика помнят, как она с телеэкрана входила в каждый дом то, как строгая Людмила Прокофьевна из "Служебного романа", то как царственная Анна Австрийская в "Мушкетерах двадцать лет спустя". Однако, заядлые театралы знают и любят ее именно по ролям на сцене.
|
Будь то кадр из фильма или фото со спектакля, с любого ракурса Алиса Фрейндлих смотрелась великолепно ФОТО: theplace.ru |
|
Список спектаклей, где сыграла Алиса Бруновна, едва ли не превосходит число ее ролей в кино. Впервые на сцену она вышла в 1957 году в спектакле "Человек с портфелем" по пьесе Алексея Файко. Роль не была простой - один из героев постоянно говорил на французском и актрисе пришлось учить отдельные фразы - ведь до этого Алиса Бруновна учила английский язык. Впрочем, несмотря на языковой барьер, дебют удался.
Дебют пополам с учебником французского
Самые известные роли пришлись в период с 1963 на 1981 годы. Алиса Фрейндлих тогда сыграла целую плеяду, знакомых каждому школьнику и любителю классической литературы, персонажей. Тут и Селия Пичем из "Трехгрошовой оперы" и Джульетта Капулетти из "Ромео и Джульетты" и Катерина Романовна из "Преступления и наказания". Увы, не все это можно увидеть сейчас в записи, ведь некоторые спектакли показывали в то время, когда теле-запись была еще не столь распространенной. Однако, в телеархивах кое-что осталось, а значит, это можно найти и в интернете.
Строптивая, неуступчивая и энергичная
Пожалуй, самая ранняя запись спектакля, где играла Алиса Фрейндлих была в 1973 году. Актриса играла Катарину в шекспировском "Укрощении строптивой". Сюжет не отличался от классики - чтобы выдать замуж хорошенькую младшую сестру надо найти спутника жизни для строптивицы старшей. За дело берется вздорный дворянин, готовый на все ради приданого.
|
Поколение помоложе помнит Алису Фрейндлих в строгих деловых костюмах, а театралы в старинных платьях ФОТО: theplace.ru |
|
Плеяду сохранившихся на пленке спектаклей 70-х годов венчает "Пятый десяток", правда, как и другие постановки запись датирована несколькими годами позже - ее увидели на экранах только в 1983 году. Здесь Алиса Фрейндлих сыграла главную роль - библиотекаршу Елочкину. Женщина, как следует из названия, немалых лет продолжает гнуть свою линию - пережив на своем веку множество горестей и радостей, она неуступчива и энергична, хоть и переживает из-за этого...
Еще одна из постановок - "Люди и страсти" 1974 года. Хотя, будем честными, видеозапись датирована 1979 годом. Те, кто захочет посмотреть запись, увидят на экране не только Алису Бруновну, но и Михаила Боярского и других замечательных актеров, хоть и не таких популярных. В сюжет спектакля вплетены мотивы из произведений немецких классиков. Ценители угадают тут влияние Гете, Гейне, Шиллера, Фейхтвангера и даже Брехта.
Первые драмы в "нулевых"
Отметим, что все эти роли были сыграны на сцене Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета.
Современный период сценичской карьеры Алисы Бруновны был не менее ярко отражен вы записях. Привычно, что зрители то и дело видели ее в кино, однако на ТВ то и дело мелькали театральные постановки, которые публика воспринимала с не меньшим интересом.
В нулевых актрису можно увидеть в записи, как минимум шести спектаклей. Спасибо интернету, вместе с ней на экране появляются то Олег Басилашвили, то Кирилл Лавров.
|
Великой актрисе легко удавались, как роли легкомысленных красавиц, так и серьезных женщин с характером ФОТО: theplace.ru |
|
Первым делом, если соблюдать хронологию, стоит посмотреть спектакль "Квартет"2005 года, сыгранный в БДТ имени Товстоногова. Герои пьесы - бывшие оперные знаменитости. Живут они в доме престарелых и горя не знают, пока им не приходит предложение исполнить квартет из оперы "Риголетто". Прежде чем согласиться на каждого героя обрушиваются воспоминания о прошлом. В общем, автор, лауреат Пулитцеровской премии, умело насытил действо психологизмом.
Затем, Алису Бруновну можно увидеть на сцене в 2006 году в "Оскаре и розовой даме". Очень трогательная пьеса о смертельно больном мальчике и его сиделке - даме в розовом. Все действо они играют в игру - каждый день мальчик должен на словах прожить 10 лет своей будущей жизни. Всего чуть-чуть и пред ребенком проносятся - юность, взросление, женитьба и старость.
Семейные перипетии и шекспировский шут
Отметим, что большая часть постановок, сохранившихся на видео, пришлась на 2007 год. Тут Алису Фрейндлих можно увидеть сразу в трех спектаклях:
"Калифорнийская сюита" - мелодрама о трех семейных парах оказавшихся в отеле «Беверли-Хиллс» в Лос-Анджелесе. Они может и не познакомились бы друг с другом, если бы не стечение обстоятельств. В итоге, все так переплетается, что зрителям невольно придется прочувствовать историю каждого из персонажей. Нужно ли говорить, что всех жен играет неподражаемая Алиса Фрейндлих, а мужей - Олег Басилашвили.
"Двенадцатая ночь или как пожелаете" - музыкальная постановка по комедии Уильяма Шекспира. Много песен, танцев и забавных номеров, не говоря уже о ситуациях. Отличает действо то, что в один из моментов Алиса Фрейндлих выходит на сцену в роли шута.
"Гори, гори, моя звезда" - а вот это моноспектакль. Тонкие и прекрасные стихи Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Александра Блока читает прекрасная Алиса Фрейндлих.
Нестареющий Достоевский и собрание теле-фрагментов
Завершает список спектакль "Дядюшкин сон", заснятый в 2011 году. Комический случай из жизни обитателей провинциального городка приводит к весьма драматической развязке. Не нам судить, что именно хотел сказать Федор Михайлович этим произведением, учитывая, что оно было первым после ареста и каторги. Однако эксперты в литературе отмечают, что вероятно речь идет о жизни, которая проносится словно миг, а череда дней лишь сон.
По правде сказать, на данный момент это самый своевременный выбор - постановка идет в БДТ имени Товстоногова, так что ее можно посмотреть и живьем. Однако на днях Олег Бавсилашвили немного захворал и спектакль отменили. Поэтому если вам не терпится насладиться актерской игрой уже сейчас, стоит поискать в интернете запись. Пусть ей уже три года, но спектакли ведь не стареют, тем более если в основе повесть Достоевского.
На десерт, можно посмотреть фильм-спектакль "Алиса Фрейндлих. Избранное" 1973 года. Фрагменты того, что не оцифровали и не "закачали" в сеть можно увидеть именно там. В спектакле представлены сцены из постановок театра имени Ленсовета: «Таня», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Преступление и наказание», «Варшавская мелодия», «Укрощение строптивой». Одним словом, располагайтесь поудобнее, желаем приятного просмотра.
|
Эта неподражаемая улыбка знакома, как киноманам, так и театралам ФОТО: theplace.ru |
|
Комментарии
Даже цифру, отражающую её возраст, повторить рука не поднимается.
Да, дочь знаменитого мэтра - Бруно Фрейндлиха.
Да, родилась в артистической семье.
И - почти всю первую половину жизни вынужденная бороться с этим клеймом - "папина дочка".
Она не пошла в папин "Пушкинский театр", а пошла в сравнительно новый театр им. Ленсовета. И выросла там в самостоятельную актрису, стала кумиром ленинградской молодёжи.
...Для меня имя Алисы Фрейндлих появилось случайно - во время радиопередачи "С добрым утром" ведущий объявил песню из театральной постановки. И моя знакомая девушка-ленинградка буквально вспыхнула от восторга: "Алиса Фрейндлих!"
И стала что-то там говорить про эту восходящую звезду...
Годы прошли, но песню я запомнил хорошо - такова уж природа моей памяти. Помню практически всю музыку, услышанную с раннего детства.
А песня, прозвучавшая в то летнее утро 1964 года, называлась "Вас хочу будить".
Исполняли её Владимир Трошин - тогда уже суперпопулярный певец - и А.Фрейндлих.
Вот ссылка на одну из записей той песни: http://saving-music.ru/track/978163_84907343
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Блестящая актриса, с детства привыкшая к вниманию, к похвалам и комплиментам, с каким-то, чуть ли не мазохистским, наслаждением играла "всемирную МЫМРУ".
Понятно, что это она делала, в том числе, и в расчёте на преображение по ходу сюжета. Известный сюжетный ход - и Элиза Дулитл у Б.Шоу, и многие героини Л.Орловой воплощали эту идею.
И преображение Алисе Бруновне удалось на славу.
Но обидно, когда этот, отчасти мазохистский, образ приклеивается к имиджу великой актрисы, даже в ироническом смысле.
Алиса Фрейндлих - отнюдь не "мымра". Алиса Фрейндлих - красавица!
И в первую очередь - красавица в душе.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором