«Холопы» и «рабы». С чего вдруг Пугачевой не подошел народ?

На модерации Отложенный

В 1985 году на киноэкраны СССР вышла драма Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» с Евгением Евстигнеевым и Александром Панкратовым-Черным в главных ролях.

В истории забытой звезды степа Алексея Беглова был второстепенный персонаж — звезда эстрады Ирина Мельникова.

История одной роли

Эту роль блестяще сыграла Наталья Гундарева. Скромная в жизни актриса воплотила образ талантливой звездной стервы, у которой все схвачено и которая привыкла манипулировать окружающими.

Для советских зрителей не было загадкой, кого именно подразумевают авторы картины.

В то время, когда в стране еще не было ни шоу-бизнеса, ни «желтой прессы», Алла Борисовна Пугачева создавала новый тренд, далекий от моральных устоев и барьеров советского общества.

Но не все знают, что Шахназаров изначально предлагал роль самой Пугачевой. Алла Борисовна, прочитав сценарий, потребовала сделать Мельникову более положительной, а, получив отказ, заявила, что сниматься не будет.

Шахназаров пожал плечами и обошелся без той, кого позднее назовут Примадонной. А Гундарева блестяще показала, как непросто находиться вблизи с человеком максимального эгоцентризма.

https://youtu.be/4WYe34HqrfQ

Создание образа

Бывший муж Пугачевой Александр Стефанович вспоминал в интервью телеканалу «Мир», как создавал тот образ, который потом использовала певица: «Первое — театр Аллы Пугачевой.

Второе — образ одинокой женщины.

Третье — исповедальность (все песни должны были звучать только от первого лица).

Четвертое — русская ниша, то есть создание на эстраде образа национальной русской певицы.

И, наконец, пятое — «пугачевский бунт».

К моменту выхода «Зимнего вечера в Гаграх» на Пугачеву было поставлено сразу два художественных фильма — «Женщина, которая поет» и «Пришла и говорю».

Первый из фильмов вышел в 1978 году, второй в 1985-м.

Каждая из картин де-факто стала мотором для продвижения концертных программ Пугачевой, с которыми она колесила по СССР, собирая аншлаги — ничего подобного ни с одним другим советским исполнителем той поры не происходило.

Вообще-то фильмов могло быть и больше.

Но картина «Душа», изначально задумывавшаяся под Пугачеву, в итоге отошла к Софии Ротару — из-за того, что Алла Борисовна умудрилась переругаться со всей съемочной группой.

И, кстати, эпизод, вошедший в «Зимний вечер в Гаграх», очень похож на тот, что имел место в реальности.

При любой власти

В 1984−1985 годах Пугачева гастролировала по странам Скандинавии, выступая с местными группами.

10 января 1985 года ей было присвоено звание «Народный артист РСФСР».

Произошло это, что важно, еще до начала перестройки.

То есть, Алла Борисовна Пугачева была отделена от основной массы народа имущественным цензом даже в «годы застоя».

А затем эта пропасть только расширялась.

В 1990-х Пугачева стала «крестной матерью» новой российской эстрады, зачастую единолично решая, кто получит возможность «раскрутиться», а перед кем зажгут «красный свет».

Так уж получилось, самое тяжелое время для страны стало самым сладким для Аллы Борисовны.

И орден, повешенный ей на грудь Борисом Ельциным в 1999 году, зафиксировал этот момент.

Иллюзия исключительности

В 1997 году, уверовав в собственную исключительность, Пугачева отправилась на «Евровидение» с песней «Примадонна» и...

провалилась, заняв 15-е место.

Европейцы просто не поняли пафоса, посчитав королеву «голой».

Ничего не поняв, Пугачева вернулась в родные пенаты, и в 2003 году разразилась песней «Живи спокойно, страна»:

«Я буду петь, завистников дразня!
В эпоху эту имени меня!
Не падая в цене, и вечно на коне
И пусть побольше пишут обо мне!»

И не поймешь, ирония это была, или она действительно так воспринимала собственную персону.

Нет никакого греха в ее сытой и счастливой жизни.

Вот только сама она ушла настолько далеко от того первичного сценического образа, который продавала публике, что превратилась в собственного антипода.

«Приехала наводить порядок»

За бесконечно длинную карьеру у Пугачевой не нашлось ни одной по-настоящему мощной песни, которая могла бы поднять народ.

В этом плане Алла Борисовна начисто проигрывает и Кобзону, и Газманову, и даже Полине Гагариной с ее исполнением «Кукушки» Виктора Цоя.

И это тоже можно было бы не заметить, но...

Пришел по-настоящему важный момент для страны, и Алла Пугачева стремительно ее покинула.

После полугодового отсутствия, объяснявшегося «отдыхом», она продемонстрировала себя стране, открывая дверь лимузина с ноги со словами:

«Приехала наводить порядок».

Окончательно выжившие из ума оппозиционные политэксперты объявили, что Пугачева приехала... возглавить восстание против Путина.

Это уже было даже не смешно.

Это если бы Великую Французскую революцию возглавила Мария-Антуанетта, не понимавшая, что у простого народа нет ни хлеба, ни пирожных, ни других деликатесов.

Правда в том, что десятилетиями Алла Борисовна решала вопросы договоренностями с сильными мира сего. И, судя по всему, полагала, что так будет и на этот раз.

«Империя Зла», которая дала ей все

Но, кажется, сильным мира сего теперь не до Пугачевой.

И, поняв, что привычные рычаги не работают, певица вспомнила скандальную молодость.

На смерть Михаила Горбачева Алла Борисовна отреагировала так: «Ушла эпоха, в которой мы обрели свободу, перестали быть „Империей Зла“ для всего мира, исчез страх за будущее своих детей».

Это говорит дочь фронтовиков, сумевшая в этой «Империи Зла» пройти путь от простой девочки из московского дворика до звезды, имевшей все.

Неужели необходим был вот этот плевок в прошлое?

Или правда в том, что на развале СССР Алла Борисовна сумела приумножить свои капиталы и влияние — в то время, как большинство ее соотечественников вынуждены были просто выживать?

Но вот Иосиф Кобзон — человек не менее влиятельный и состоятельный, до последних дней помогал жителям Донбасса.

А в 2017 году публично заявил следующее: «Для меня не существует Украины, в которой существует фашистский режим».

Мальчик, родившийся в еврейской семье в Донбассе, никогда не забывал, кто он.

Но Алла Борисовна, вновь покинув Родину, выдала следующее: «Какое счастье, что меня ненавидят те люди, которых я всегда терпеть не могла.

Если бы я им нравилась, это значило бы, что я пела зря и жила зря.

Причина ясна. Пусть скрежещут зубами. Были холопами, стали рабами».

«Холопы, рабы» — риторика, характерная для «вышиваночника», но никак не для обладательницы звания «Народный артист СССР».

Какая уж тут ненависть, Алла Борисовна. Прийти к такому финишу в 73 года — это настоящая катастрофа.

Андрей Сидорчик