В этом году проект был наконец остановлен: из шести зданий построено всего четыре, стоимость которых составила 400 млн евро, что в 4 раза больше первоначальной сметы.
«Для этих звезд современной архитектуры Испания была землей обетованной. От них требовалось создать концептуальные, дух захватывающие здания, способные привлечь внимание людей, — говорит испанский архитектурный критик Латцер Муа. — Эти здания представлялись своего рода талисманом, чем-то, что сможет вдохнуть жизнь в целые города. Однако политики часто брались за эти проекты, плохо представляя себе, во что они в конечном итоге выльются. У них не было четкого плана, и во многих случаях они просто давали картбланш архитекторам».
Результатом слишком часто становилось дорогостоящее создание прекрасной раковины, но без жемчужины внутри. «В Испании есть целые города и регионы, построившие музеи без коллекций или без коллекций того же качества, что и уровень архитектуры самого музея», — говорит Муа.
Олвейра согласен с критикой. Он считает, что его музей в Леоне «прекрасен, но мог бы быть и поменьше». Тем не менее он настаивает, что государственные инвестиции в культуру даже во время экономического кризиса необходимы и оправданы. «Наш музей — это инвестиция в наше общество и наш город на будущие 50 или 100 лет», — говорит он.
«Мемориал закрыт. У американцев кончились деньги»
Прибыв во Францию, чтобы посетить знаменитое кладбище в Нормандии, где похоронены американские солдаты, погибшие во время Второй мировой войны, 71-летний ветеран Джим Казинский обнаружил, что все расходы и трудности, связанные с путешествием, включая 10-часовой перелет над Атлантикой, были напрасны. На воротах кладбища его ждало короткое объявление: «В связи с остановкой работы правительства США кладбище закрыто для посещений».
«Мне стыдно за Америку, — говорит Казинский. — Наш флаг не поднят над могилами солдат, отдавших здесь свою жизнь».
Приостановка работы многих ведомств США и последовавшее за ней закрытие национальных парков и памятных мест по всей стране вынудило американцев отменить отпуска и перенести свадебные церемонии. Посетители кладбища в Нормандии, однако, все же рассчитывали на удачу.
Но военные мемориалы США, расположенные за границей, подчиняются федеральному правительству в Вашингтоне. Таким образом, когда правительство частично закрылось в сентябре, то же случилось и с воротами кладбища в Нормандии.
Посетители Нормандского кладбища были разочарованы. Для многих из них это путешествие — своего рода паломничество, совершаемое раз в жизни. Они приобретают дорогие авиабилеты, бронируют отели за много месяцев (даже лет!) до поездки. «У меня была группа, которая планировала свою поездку в течение полутора лет и потратила на это несколько тысяч долларов», — говорит Алан Амелинкс, руководитель центра для посетителей кладбища в Нормандии.
Закрытие кладбища также ударило по индустрии отелей и услуг экскурсоводов, которые рассчитывали на прибытие американских туристов. Экскурсовод Мишель Микаель заявляет, что обычно обслуживает более 10 туристов в день. В пятницу у него был лишь один клиент. «Все же закрыто», — говорит он.
Водитель Лайонел Пулар высказался более определенно: «Мемориал закрыт. У американцев кончились деньги».
Некоторые парки и мемориалы в США были снова открыты (во всяком случае, на время), после того как местные власти согласились выделить средства из собственных бюджетов в ожидании, когда федеральное правительство справится с кризисом. Туристам, рассчитывавшим посетить Статую Свободы и Большой каньон, повезло: в выходные они работали.
Чтобы не допустить закрытия Статуи Свободы, власти Нью-Йорка готовы платить примерно $61 600 в день. Аризонские власти согласились отдать $651 000, чтобы оставить Большой каньон открытым для посетителей.
Правительство штата Юта планирует заплатить $1,6 млн за открытие восьми национальных парков и мемориалов в течение 10 дней; Южная Дакота откроет посещение горы Рашмор на 10 дней за $152 000; Колорадо не будет закрывать национальный парк Роки-Маунтин до 20 октября, потратив $362 700.
Пока неясно, смогут ли власти штатов вернуть деньги, когда федеральное правительство возобновит работу. Конгресс еще должен утвердить выплату компенсаций.
Использованы материалы FT, WSJ
Комментарии