Как победители становятся проигравшими.

Разгром Франции в 1940 году стал феноменальным успехом вермахта породившем миф о его непобедимости.
Антисоветчики обвиняя руководство СССР в том что то довела армию о разгрома своими репрессиями забывают что ровно тоже самое произошло и во Франции.


Во Франции, в отличие от СССР, не устраивали революций, ее офицерский корпус с опытом Первой мировой войны не погибал в огне гражданской войны и не мыл посуду в эмиграции.
Не было там и репрессий, и многого другого.Что само собой говорит что чистки 1937-38 годов к разгрому РККА неимеют никакого отношения.


И дрались французы с немцами не хуже РККА — относительные (от общей численности) безвозвратные потери вермахта в июне 1940 были такими же, как и в июле 1941, 0,53 %.
Стойкости французским солдатам было не занимать.Но этого было мало.
Интересно узнавать как вели себя французские бронетанковые части.Стоит отметить что осовная часть французской бронетехники вела себя пассивно,избегая боя.
Активно участвовало не более 30% французской бронетезники--но их участие практически всегда оборачивалось поражением немцев.


ПЕРВЫЕ БОИ
Основные бои кавкорпуса Приу с вторгшимися в Бельгию немцами развернулись к западу от городка Анню (Hannut).
12 мая, с раннего утра, к позициям французов из 3-й легкой механизированной дивизии кавалерии DLM выходят передовые подразделения XVI мотокорпуса Гепнера, основной ударной силой которого были 3-я и 4-я танковые дивизии — 632 танка, в том числе 132 Pz.III и Pz.IV.
Начинаются встречные бои — французы пытаются продвинуться вперед или контратаковать, а немцы хотят продолжить свое собственное наступление.
Первый бой в городе Анню.
К 8 часам утра 12 мая немецкие танки 4-й танковой дивизии достигают центра практически незащищенного Анню, причем это делают легкие Pz.II. Получасом позже и несколькими километрами западнее, в местечке Креен (Crehen), французские танкисты останавливают немецкое продвижение, подбивая 4 танка.
Однако ситуация быстро меняется: на помощь к «двушкам» подходят Pz.III, и французские «гочкисы» попадают под огонь немецких «трешек».
Немцы достиги 2-х кратного приемущества по числу бронетезники и выиграли.
В итоге трехчасового боя в городке горят 11 французских и 5 немецких танков, а 10 оставшихся боеспособными Hotchkiss отходят.
Это был редкий успех немецкойф бронетезники в борьбе с французскими машинами.Обычно при встречах все было наоборот.


Второй бой.


Проведя в 16.30 танковую разведку в Креен, французы обнаруживают, что он оставлен немцами, и посылают туда взвод Somua S35. 

Примерно в это же время, около 17.00, боевая группа немецкой 4-й танковой дивизии начинает с окраины Анню наступление на Тинь (Thisnes).
Французы останавливают немецкое продвижение, уничтожая танки противника, в том числе танк подполковника Эбербаха, впоследствии командира 4-й танковой дивизии. Огневой налет нескольких батарей французских 75-мм орудий окончательно срывает немецкую атаку «в лоб», дополнительно поджигая еще несколько танков.
Стремясь обойти французские позиции в городке с тыла, севернее Тинь немцы встречаются не только с Hotchkiss, но и с впервые контратакующими их Somua S35. В прямых столкновениях с ними немецкие легкие танки имеют немного шансов на выживание.
До конца дня, а точнее до начала ночи, французские «кавалеристы» уничтожают несколько танков, потеряв всего один свой.


Третий бой

В то же время в Креен танковый взвод Somua S35, продвигаясь в сторону Анню,сталкивается с немецкими танками, уничтожает 4 из них и несколько грузовиков. Повернув в сторону Тинь, он «нейтрализует» по пути батарею противотанковых пушек.
От начинающейся паники немцев спасает только наступившая ночь, а французы «просачиваются» к своим, потеряв в темноте 2 машины.
После 20 часов вечера того же дня и вплоть до полуночи немцы пытаются проводить новое наступление, на сей раз в направлении Жандрена (Jandrain).
Однако артиллерийская подготовка оказывается недостаточной, а авиационная поддержка слабой — французы встречают немецкие танки пушечным огнем, контратакуя противника собственными танками.
В результате немецкое продвижение захлебывается — французские танки выходят из боя, имея по 20–40 прямых попаданий 20-мм и 37-мм орудий и, как правило, ни одной пробоины.


Итог--победители....отступают.


Стойкость подразделений кавалерийского корпуса не меняет, тем не менее, общей картины идущей уже третий день «горячей» войны — французы и бельгийцы медленно, но неуклонно отступают под напором ударного «кулака» германской армии.
Казалось бы победы французски танкистов не давали никаких шансов немцам двигаться вперед и давали шансы на нанесения мощного контр-удара


Командиры танковых соелинений предлагали развить наступление и разломать фронт противника перенеся войну на территорию Германии.
Генерал Морис Гаммелен соглашался с этими планами,но высшее политическое руководство Франции.....запретило проводить активные наступателные действия.
Скорее всего французское правительство уже тогда сознательно шло на сдачу страны нацизму.
К вечеру 12 мая они окончательно эвакуируют Креен и Тинь. Танки и пехота уходят на вторую линию обороны — в Мердор (Merdorp), Жандрнуй (Jandrenouille) и Жандрен.
Всего в этот день 2-й танковый полк 3-й DLM, по которому пришелся основной удар танкистов Гепнера, потерял 24 Hotchkiss и лишь 4 Somua.
Немцы тоже извлекли уроки.
Только одной ночи хватает немцам, чтобы пересмотреть свою тактику борьбы с новыми толстобронными французскими танками.
Экипажам легких машин запретили вступать в бой с Somua S35. Их должны были впредь уничтожать «трешки» и «четверки», противотанковые орудия с близкой дистанции и 88-мм зенитные «ахт-комма-ахт» — с дальнего расстояния.
Для противодействия «французским Т-34» также рекомендовалось использовать прямой наводкой и 105-мм артиллерию.


13 МАЯ.НОВЫЕ БОИ.


Первый бой.


13 мая французская оборона по-прежнему удерживается преимущественно 3-й DLM, а вот на помощь 4-й танковой дивизии немцев ускоренным маршем из-под Маастрихта прибыла 3-я танковая дивизия.
Однако первыми в этот день начали французы из второй дивизии корпуса Приу — 2-й DLM, это будет ее единственный бой в тот день в поддержку «соседа слева». 6 взводов Somua S35 общей численностью около 30 танков атаковали южный фланг позиций 4-й танковой дивизии в направлении Креен примерно в 5.30 утра.
Впрочем, немцы не понесли существенных потерь — им помогло использование 88-мм зениток,так боевая ничья.
Имено тогда 88-мм орудие стало регулярно ии использовася как противотанковое.
С 9.00 и в особенности 11.30 за дело взялись пилоты люфтваффе.


После авиационной и артиллерийской подготовок немецкая пехота и следующие за ней танки начали массированный прорыв к Жандрнуй и Жош (Jauche) на участке всего в 5 километров шириной — здесь были сконцентрированы практически вся техника и весь личный состав 3-й и 4-й танковых дивизий моторизованного корпуса Гепнера.
4-я танковая дивизия наступала к югу от Анню, и ее основной целью являлись Мердор и Жандрнуй, обороняемые в основном танкистами 2-го французского танкового полка.
Пройдя незанятые войсками Креен и Тинь, немецкие пехотинцы в 13.00 при поддержке охватывающих городок с севера и юга танкистов после авиационной бомбежки атакуют Мердор.
Разгорается сильный бой, в котором немецкой пехоте и легким танкам успешно противостоят огонь 1-го дивизиона французского 76-го артполка и Somua S35.
Подход Pz.IV и 88-мм «ахт-комма-ахт», уничтоживших 2 S35, меняет ситуацию и заставляет французских танкистов ретироваться в центр городка.
Немецкие солдаты начинают занимать его, а французские танкисты и мотопехота, собравшись в группу, прорываются в 13.40 в направлении на Жандрнуй под прикрытием все тех же Somua S35.


Второй бой


К 16.00 остатки двух эскадронов Hotchkiss 2-го танкового полка, обороняющие Жандрнуй, вместе с присоединившимися к ним «окруженцами» из Мердора по приказу отходят с боями все дальше на запад, теряя свои последние танки.
3-я танковая дивизия корпуса Гепнера вела наступление к северу от Анню, в направлении на деревни Марий (Marilies) и Жош.
Ей здесь противостояли прежде всего солдаты и офицеры 11-го мотопехотного полка, имевшего на вооружении танки Hotchkiss Н39, а в самом Жоше — танкисты 1-го танкового полка.


Занимая деревни на пути к Марий, немцы подавляют там «очаговую» оборону французов и выбивают их танки, бои с которыми на деревенских улицах принимают порой характер рукопашной.
Местность также не особо способствует успеху наступающих — густонаселенная, она изобилует протоками и ручейками со взорванными мостами. Тем не менее в 14.15 французские войска, обороняющие Марий, атакуются 35 немецкими танками.
В контратаке Hotchkiss уничтожают 6 из них, ценой потери 4 своих машин.
Местность вокруг местечка начинает покрываться дымящимися каркасами танков, в начале преимущественно немецких, а затем все более и более «с примесью» французских Hotchkiss и Somua.
После 15.30, воспользовавшись передышкой, предоставленной пошедшими в атаку танками, французская артиллерия и мотопехота покидают деревню.
Теперь бой концентрируется примерно в 10 километрах от Анню, в окрестностях Жандрена и Жоша.


Третий бой.


Примерно в 13.30 в окрестностях Жандрена 14 французских Somua S35 резервного эскадрона 1-го танкового полка контратакуют немецкие «панцеры» 4-й дивизии, атаковавшие французскую оборону южнее, в направлении на Мердор и Жандрнуй.
Французы появляются настолько неожиданно, и огонь их так силен, что неготовые к этому немецкие танки вспыхивают один за другим.
Срочно «вызванные» Ju-87 «Штука» пытаются сорвать французскую атаку, но те не несут от бомбардировки никаких потерь. Тем не менее бой постепенно выравнивается, и в 14.30 французские танки 1-го полка отходят по приказу в Жош.
Их место, однако, занимают S35 2-го танкового, и бой со значительными потерями с обеих сторон продолжается.
Только примерно в 18.30 вечера немецкая 4-я танковая дивизия возобновляет свое продвижение на запад по оставленной французами местности,опять была боевая ничья
Жандрен и Жош оборонялись 11-м мотопехотным полком и 1-м танковым полком соответственно до 17.30 и 17.00 13 мая.
В результате этих двухдневных непрерывных боев 3-я DLM безвозвратно потеряла на лужайках Бельгии 68 Hotchkiss из 155 и 37 Somua S35 из 95.


Всего французы потеряли 104 машины,а немецкая сторона потеряла куда больше--164 машины безвозвратно,опять немцы потерпели поражение в танковом сражении.


Итог--победители опять....отступают


Французские танкисты нанесли большой урон немецким танковым группам,но так и не получили приказа для проведения контр-наступления.
Но поступил приказ сверху--отступать...
Этот приказ был на руку только немецким захватчикам--они получили возможность развить наступление,занять важные пункты и получит производственые мощности французов.
Немцы смолгли отправит с поле боя на ремонт сотни своих танков подбитых на поле боя и вскоре они вернулись в строй
Для французов же каждый оставленный танк становится безвозвратной потерей.Французы оставили о=на поле боя сотни поврежденных танков коорые могли бы за короткие сроки отремонтировать и вернуть в строй.


Весь кавалерийский корпус — три легких механизированных дивизии (к этому времени в его состав включили и остатки 1-й DLM) — имел всего лишь 75 боеспособных танков (против 585 на 10 мая).
Осальные танки были подюиты безвозвратно(20%) и брошены на поле боя(80%) хотя эти машины подлежали восстановлению.
Оборона кавкорпуса Приу прорвана, танковые дивизии понесли чувствительные потери в матчасти, отбросив «кавалеристов» со своего пути, немецкий моторизованный корпус мчится дальше на запад.
К 25 мая французские силы покинули Фландрию.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОТСТУПЛЕНИЯ
С 25 по 27 мая корпус вел арьергардные бои, прикрывая отход французских и британских сил к морю.
29 мая он отступает к Дюнкерку. Французские ветераны в своих воспоминаниях утверждают, что без «кавалеристов» нормальная эвакуация Британского Экспедиционного Корпуса была бы невозможна.


В боях прикрытия французы теряют свои последние средние Somua S35, и к концу мая кавкорпус Приу практически прекращает свое существование как боеспособная боевая единица…
Ход событий не вызывает ассоциаций с историей совсем другой войны на другом конце Европы, войны, которая в мае 1940 года еще даже и не начиналась?
Яростные контратаки немногочисленных толстобронных танков с установленной под рациональными углами наклона броней, доблестные, геройские и даже оканчивающиеся при счете «в пользу атакующих» — но все равно влекущие за собой прорыв из окружений, оставление подбитых, неисправных, исчерпавших горючее и боеприпасы машин?.. Отчаянную доблесть, лишь чуть-чуть скрашивающую горький вкус поражений?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бравые французские кавалеристы раз за разом доказывали приемущество французских бронетаковых сил над противником.
Но каждый раз побеждая они отступали,что вызывало все больше недоумения о французских слдат непонимавших что происходит.
Высшее политруководство в Париже и значительной частью военные раз за разом сдавали немцам все новые территории,деморализуя свои войска.
Немцы сумели быстро вернуть на ремонт боле 300 своих машин и получить уже весомое приемущество в численности которого у них ранее не было.
Но куда более важно что немецкое командование получило возможность снять танковый корпус Гёпнера, действовавший в полосе 6-й армии, и использовать его в полосе группы армий «A», где решался исход войны.