Выборы застали крымчан врасплох

НО ОНИ БЫСТРО СОРИЕНТИРОВАЛИСЬ И УЖЕ ПОЧТИ ВСЕ ЗНАЮТ, ЗА КОГО БУДУТ ГОЛОСОВАТЬ 
title

Наталья ГАВРИЛЕВА

 

С учетом уходящего в историю понедельника до первых российских выборов в Крыму остались какие-то жалкие пять дней. «Надышаться перед смертью» (тьфу, тьфу, конечно, это такой оборот речи, не больше) партии, которые, как сейчас говорят, «зашли» на полуостров, явно не успеют. Вообще, нынешняя кампания отличается практически всем от предыдущих, пережитых крымчанами. И самое главное, пожалуй, в ней то, что впервые в предвыборном меню нет партий-оппозиционеров. 
Ну действительно: разве кто-нибудь из них против русского языка и не за благополучие Крыма и крымчан?



Раньше жители полуострова ориентировались на три знаковых для нас пункта: русский язык, Россия и отношение к автономии. Легкий вопрос, ответ на который сегодня не знает практически любой крымчанин: чем партии, представленные на выборах, отличаются одна от другой? По программам — практически ничем. Тогда смотрим на персон, которые эти самые партии представляют. Ага: этого знаем, этот из Тулы приехал, а этот вообще молодой и никак себя не проявил, но за ним маячит тот, кого я знаю уже лет двадцать по телепередачам.

В чем главные трудности и угрозы нынешней крымской кампании? На самом деле их и много, и мало. Большинство из них вполне решаемы, другие будут решены в перспективе. Например, как быть с одновременным желанием крымчан иметь стабильную власть с сохранением преемственности — и требованием немедленной замены старых кадров по всей вертикали власти? Противоречие, на первый взгляд, неразрешимое, но разрешить его может время и… мы, крымчане. 

title
Если нам в совокупности захочется иметь совсем новую команду, мы проголосуем за одну из партий, которая не носит название «Единая Россия». А если мы, в массе своей доверяем нынешним двум руководителям республики, даже невзирая на их список своих соратников, которые им нужны для будущей работы в Госсовете, то мы проголосуем за «Единую Россию».

Кстати, а можно ли измерить в цифрах уровень доверия крымчан Сергею Аксёнову и Владимиру Константинову? Можно! Павел Хриенко, известный крымский социолог привел в своем докладе на заседании Крымского экспертного клуба такие цифры: первому доверяют 85,6 процента, а второму — 81. При объявленной статпогрешности в 2,5 процента цифры более чем впечатляющие.

Раз уж мы стали говорить о цифрах, то сделаем отступление и расскажем вам, как наши земляки доверяют другим политикам, теперь уже всероссийского масштаба — цифры из репликиАлександра Форманчука, председателя Клуба экспертов.

Итак, у Владимира Путина рейтинг 91,2, Дмитрия Медведева — 86, 2, у Сергея Нарышкина — 58,7, Валентины Матвиенко — 61,3, Сергея Шойгу — 67,4, Владимира Жириновского — 64. 4, Геннадия Зюганова — 52, у Сергея Лаврова — аж 74,7, а у Дмитрия Рагозина — почему-то жалкие 32 процента. 

Интересные цифры, правда? И теперь понятно, почему практически все партии, особенно на первоначальном этапе кампании, пытались «принять» президента России в свои ряды. Мы, мол, «команда президента» — хотя всем известно, что Владимир Владимирович ни в одной партии не состоит.

Григорий Иоффе, председатель Общественной палаты, инициировавшей это заседание, первым предоставил слово главе крымского Избиркома Михаилу Малышеву. Тот напомнил, что процесс голосования на самом деле уже вовсю идет — аж с 3 сентября. Всё просто: если вы хотите проголосовать, но 14 сентября будете далеко и не сможете выполнить свой гражданский долг — идите на свой участок прямо сейчас. Там вы напишете заявление, обосновав свое желание и, если захватили паспорт, получите бюллетени и проголосуете. Ваши бумаги два члена комиссии должны запечатать в конверт (естественно, без указания вашей фамилии) и положить в сейф под охрану полицейского.

Проблема будет в том, что при голосовании за депутатов в местные советы вы увидите весь список кандидатов — и бюллетень может достигать одного метра. И вам нужно будет в этом списке отметить то количество кандидатов, сколько будет потом входить в данный совет. Непонятно? Подробнее: например, в сельсовете будет работать 15 депутатов. А кандидатов на депутатские кресла — 50. Все они и будут в бюллетене. Вам придется отметить только 15 — тех, кто, на ваш взгляд, достоин высокого звания слуги народа. 

title
В принципе, нетрудно — но если вы поставите вместо 15 галочек на одну больше (чисто техническая ошибка), ваш бюллетень попадет в графу «испорченные». Подчеркну, это касается только местных выборов — по выборам в Госсовет вы получите два бюллетеня: по мажоритарному округу и по партийным спискам, и заполнять их будет нужно по-старому, отметив одну позицию. 

Впрочем, не пугайтесь раньше времени: Михаил Малышев утверждает, что на каждом бюллетене на трех языках (русском, украинском и крымскотатарском) будет дана инструкция, как и что заполнять.  Читать дальше