Нельзя сказать, что прошлое действительно прошло

«Войны больше не будет никогда!» Глядя на Путина, нельзя сказать, что прошлое действительно прошло
("Der Tagesspiegel", Германия)
Петер фон Беккер (Peter von Becker)
Владимир Путин

02/09/2014

После Второй мировой войны лозунг «Войны больше не будет никогда!» по праву стал самым популярным в Германии.

Но во времена, когда российский президент Владимир Путин ведет настоящую войну, эту, казалось бы, непреложную истину впору подвергнуть сомнениям.

В ту пятницу, 1 сентября 1939 года, в Данциге (немецкое название польского города Гданьск — прим. пер.) стояла прекрасная летняя погода. В Данциге, который на протяжении 20 лет, прошедших с заключения Версальского мира, носил звание «Свободного города» и в котором сосуществовали немцы и поляки. Но никто — даже самые прозорливые из них — не мог предвидеть, что эта пятница станет самым «черным» днем во всей новейшей истории мира. В этот день ранним утром немецкие военно-морские силы начали обстреливать польский склад с боеприпасами на полуострове Вестерплатте, неподалеку от Данцига. В выходные многие немецкие отдыхающие отправились на побережье и услышали эту канонаду. Так началась Вторая мировая война. Сейчас, через 75 лет, урок, который преподнесла человечеству история, представляется совершенно однозначным.

В отличие от Первой мировой войны, начавшейся ровно сто лет назад, в отношении Второй мировой историки не задаются вопросом относительно виновных в ее начале. Ответственность за нее, за это продлившееся более пяти лет проклятие, за 70 с лишним миллионов жертв, за геноцид евреев в Европе, за разрушение городов и целых стран, за изгнание ни в чем не повинных людей (в том числе и немцев) из родных мест лежит на Германии.

С тех пор лозунг «Войны больше не будет никогда!» совершенно справедливо стал главным в Германии. Однако самые отъявленные пацифисты, провозглашая это, упускают из виду один момент: освобождение от милитаризма и превращение его в государственную доктрину современной Германии стало возможным лишь благодаря кровавой войне стран-членов антигитлеровской коалиции против нацистской Германии.



События на Ближнем Востоке становятся ближе


Еще во время бомбардировок Белграда в конце 1990-х годов и в ходе международной военной кампании в Афганистане после терактов 11 сентября немецкие власти старались не употреблять слово «война», когда речь заходила об участии Германии в этих операциях. Однако, немецкая политика постепенно возвращается в невыносимую для идеалистов реальную политику, которая в последнее время все чаще и чаще допускает задействование солдат и оружия НАТО не только в целях защиты стран-членов альянса от нападения извне, но и в целях предотвращения геноцида и нарушений прав человека. Несвященная война исламистских джихадистов против Запада и наших ценностей наглядно демонстрирует опасность подобного развития ситуации. События, разворачивающиеся на Ближнем Востоке, сначала казались бесконечно далекими, но вдруг стали все больше и больше приближаться к нам.

К этому добавилось еще и действо, которое устроил в самом центре Европы Владимир Путин, да еще и в год поминовения жертв мировых (а по сути, европейских) войн. Это ужасно пугает соседей России, и в первую очередь, натерпевшуюся от нее на протяжении столетий Польшу. Для немцев же события последних месяцев и вовсе стали настоящим шоком. Ведь русские, несмотря на раздел Германии и устроенную в восточной ее части диктатуру, считались освободителями от фашизма. После варварской войны немцев на востоке, унесшей 20 миллионов жизней советских людей, многие упустили из виду один важный момент: Советский Союз при Сталине не только был жертвой, но и сам совершал преступления. До нападения Гитлера на СССР летом 1941 года Сталин активно поддерживал его, поставляя ему нефть, газ, сталь и пшеницу. Таким образом, жертвой Пакта о ненападении между Гитлером и Сталиным, заключенного в 1939 году, стала далеко не только Польша.

И Путин, который сравнивает последние события на Украине с ужасающими преступлениями фашистов, по сути, по-прежнему отказывается признать не менее страшные преступления, совершенные сталинским режимом в прошлом. Теперь это прошлое мстит настоящему. «Прошлое не умирает, оно даже не прошло», — написал когда-то романист Уильям Фолкнер. Это кажется парадоксальным, но иногда это оказывается действительно так.

Оригинал публикации: „Nie wieder Krieg“ – mit Blick auf Putin ist die Vergangenheit nicht tot