Секта свидетелей Евросоюза

Как признался президент Украины, ассоциация с ЕС - это вопрос веры

В пятницу 27 июня на саммите Евросоюза в столице Бельгии главы трех постсоветских государств – Грузии, Молдавии и Украины подписали соглашение об ассоциации с ЕС. Президент Украины Петр Порошенко поставил автограф под экономическим блоком документа (политический выбор Киева в пользу спонсировавшей Майдан Европы был зафиксирован еще весной этого года).

Со стороны Евросоюза в подписании приняли участие высокопоставленные представители европейских институтов, а также главы государств и правительств 28 членов ЕС. Европейские лидеры излучали оптимизм и выражали поддержку европейского выбора Украины. При этом недвусмысленно давая понять, что подписание соглашения это лишь начало долгого пути в общеевропейскую «семью народов», разглядеть успешное завершение которого пока не представляется возможным.

 

«Общее процветание может быть основано только на общих ценностях - принципах демократии, соблюдения прав человека и верховенства закона», - заявил на торжественной церемонии председатель Европейского совета Херман ван Ромпей. «Теперь этим странам (Украине, Молдавии и Грузии) предстоит долгий и захватывающий процесс преобразований и реформ», - пообещал украинцам, грузинам и молдаванам «веселую жизнь» глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.

По признанию Петра Порошенко, рациональные соображения, экономический прагматизм и забота о национальных интересах это далеко не главные составляющие мотивации прозападных политиков, которые пришли к власти в Киеве. По его словам, соглашение об ассоциации с ЕС для Украины, оказывается, это «не только вопрос экономики, но и …вопрос веры». А верить украинским гражданам предлагается в некую европейскую мечту, за которую, по утверждению г-на Порошенко «люди отдавали свои жизни и здоровье».

После чего глава Украины окончательно «вышел из берегов». Продемонстрировав поистине неукротимое евроинтеграционное рвение, он заявил, что Киев и дальше будет ломиться туда, где его не особо ждут. Речь идет об инициативе «выступить с односторонней декларацией» о намерении Киева вступить в ЕС. Напомним, в настоящее время лидеры ЕС категорически отрицают такую возможность, на что г-н Порошенко с нескрываемым сожалением посетовал в ходе церемонии.

Хотя «это заявление не стоило бы Евросоюзу ничего, а для Украины значило бы так много», - почти перешел на просительный тон президент «незалежной» в конце своего выступления.

Несмотря на риторическое прекраснодушие представителей официального Киева, в экспертном сообществе распространена иная точка зрения на европейские перспективы Украины. Накануне подписания соглашения в Брюсселе советник президента РФ Сергей Глазьев предрек, что это решение станет экономическим самоубийством для Украины. По его мнению, отказ от постсоветских кооперационных связей неминуемо повлечет за собой обесценивание гривны, галлопирующую инфляцию и резко ухудшит уровень жизни населения страны.

 

Стоит заметить, что Украина, Грузия и Молдавия это далеко не первые страны, которые в свое время встали в очередь за европейской мечтой. Преисполненные на тот момент всяческих иллюзий и неоправданных ожиданий относительно экономического процветания по мере приближения к европейскому царству всеобщего благоденствия. Чем это закончилось можно судить по судьбе таких государств как Албания, Марокко, Алжир, Египет, Иордания, ЮАР, Чили, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Республика Македония, Палестинская автономия, Тунис и многих других. Речь идет о странах, которые подписали аналогичные соглашения об ассоциации с ЕС. Антирекорд по пребыванию в европейском «предбаннике» принадлежит Турции, которая «парится» здесь аж с 1960 года, так и не дождавшись обещанного членства в ЕС. При этом обратный пример показывает Китай, который прекрасно обходится без всякой ассоциации с Европой, по факту оккупировав рынки последней своими товарами.

 

Механизм ассоциации стран с объединенной Европой был заложен еще в Римском договоре от 1957 года, напоминает главный редактор журнала «Восточная Европа. Перспективы» и доцент МГИМО Артем Мальгин:

– Впервые режим ассоциации был опробован на таких странах как Испания, Португалия, которые позже стали полноправными членами нынешнего ЕС. Кстати говоря, первыми государствами, заключившими соглашения об ассоциации с тогдашним Европейским сообществом, были Греция и Турция. Это произошло еще в 1960 году. Как нетрудно понять, итоги их интеграционных устремлений оказались диаметрально противоположными. Таким образом, ассоциация ассоциации рознь. Она может как предполагать вступление, так и не предполагать.