Нельзя смотреть на историческое событие через разрез своего кармана

bank1Не так давно крымчане практически единогласно проголосовали за воссоединение с Российской Федерацией — и многие, увы, ожидали, что сразу же после принятия исторического решения на них упадет манна небесная, а жизнь превратится в райскую. Столкнувшись с первыми проблемами переходного периода, такие люди начали роптать — и здесь неудобства, и там трудности… И невозможно объяснить, что любые перемены, в том числе к лучшему, неизбежно требуют определенных жертв и потерь.

Проблемой «номер один» для полуострова, конечно же, стала банковская система. Украинские финансовые учреждения массово бегут из Крыма, кое-как еще работают четыре банка, но и они, скорее всего, до конца месяца свернут деятельность. В связи с этим власти республики активно развивают сеть российских банков — уже 88 отделений начали работу, и их количество будет расти. Одно из таких структурных подразделений, отделение Российского национального коммерческого банка (РНКБ), посетил первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев.

С самого утра в банке — очередь, огромное количество людей толпится у кассы, специалисты в зале тоже работают без отдыха. Практически сразу же клиенты забросали представителя Совета министров вопросами и претензиями: мол, и очереди большие, и не­удобства в обслуживании, и курс валют плохой, теряем деньги. Первое — временный недостаток. «До конца месяца количество отделений увеличится до 250, и станет проще. В частности, тот же РНКБ планирует открыть около пятидесяти подразделений, из них почти три десятка — на базе банка «Аваль», который, как и многие другие украинские финансовые учреждения, прекращает работу на полуострове», — пояснил Рустам Темиргалиев. С курсом ситуация сложнее. Ежедневно меняющееся соотношение гривны и рубля — вина не российских банков, а так называемых украинских властей. Майданная революция и бездарное управление страной вкупе с реформами по требованию МВФ привели к коллапсу экономики. Гривна обваливается не по дням, а по часам, вынуждая банки корректировать курс.

bank2
Клиенты отделения забросали первого
вице-премьера вопросами 

Еще одна волнующая крымчан тема — «зависшие» депозиты в украинских банках. Многие помнят времена распада Советского Союза, когда сгорели все вклады на сберкнижках, и лишь спустя многие годы появилась гипотетическая возможность получить тысячу гривен компенсации. Помнят и боятся повторения. Рустам Темиргалиев поспешил успокоить жителей полу­острова — первые двадцать шесть отделений Агентства страхования вкладов уже начинают работу в Крыму, и их количество будет только увеличиваться.

«Мы уже неоднократно озвучивали эту цифру — сумма возмещения достигает 700 тысяч рублей. Под этот лимит подпадают около 85% вкладчиков. Возможно, сумма будет и увеличена», — пояснил первый заместитель Председателя Совета министров Крыма. Кстати, вклады компенсируются за счет прибыли Центрального банка России, и после проведения всех выплат агентство вправе потребовать потраченные средства с банков Украины, в том числе в судебном порядке и за счет недвижимого имущества учреждений в Крыму.

Депозиты, в какой бы валюте ни были, будут возвращаться в рублях по курсу, установленному Центробанком, и это тоже вызывает недовольство простых граждан — они бы предпочли коэффициент 3,8, по которому сейчас пересчитывают пенсию и зарплату. И это тоже — часть нашего менталитета. Вместо того, чтобы радоваться, что не потеряют все до копейки, возмущаются, что «могли бы дать и больше». Возможно, кому-то мои слова покажутся жестокими — поверьте, по-человечески жаль тех же пенсионеров, с трудом копивших деньги и теперь оказавшихся в непростой ситуации. На события исторического масштаба стоит смотреть не только через призму собственного кармана. Это же, кстати, касается вопросов бизнеса. Более восьмисот торговых точек, от маленьких магазинчиков до крупных супермаркетов, сегодня работают и с гривной, и с рублем. Но не все из них поспешили выполнить требование властей использовать для расчетов коэффициент 3,1 вместо 3,8. На том же рынке, как жалуются многие, некоторые и вовсе приравнивают одну гривну к четырем рублям. И это — тоже камень в наш огород. Даже в такое непростое время мы думаем только о том, как бы набить собственный кошелек, извлечь выгоду, урвать кусок побольше — пусть и за счет своих же сограждан. Переходный период должен быть поводом сплотиться и единым фронтом работать на благо Крыма, вернуть полуострову славу ордена на груди планеты, улучшить жизнь каждого из жителей — а не обогатиться, воспользовавшись временной смутой. Да, власти физически не в состоянии сейчас уследить за каждым магазином и ларьком и лично проверить, насколько там соблюдают установленные правила. Но, быть может, это как раз повод начать воспитывать в себе личную ответственность перед Родиной и перед своими согражданами?

На следующий же день после принятия постановления об очередной фиксации курса я зашла в магазин в центре города и рассчиталась рублями по курсу 3,1. Заодно пообщалась с сотрудниками — измотанные постоянными переменами и бесконечными пересчетами цен продавцы тем не менее оставались приветливыми и лишь пожимали плечами — мол, время такое, надо потерпеть. И их усталые, но искренние улыбки внушают надежду, что мы все-таки пройдем этот сложный переходный период без особых потерь и склок…

Анастасия ТИМОФЕЕВА

Фото Игоря ОХРИМЕНКО.