Путин и законы всемирного тяготения

Томас Л. Фридмен | The New York Times

"Многолетнее освещение событий на Ближнем Востоке научило меня одной вещи: есть момент "на следующее утро", а есть "утро, которое следует за "следующим утром", и эти два момента никогда не надо путать", - пишет в своей статье для The New York Times журналист Томас Л. Фридмен.

Автор поясняет: наутро после крупного события глупцы кричат о чьей-то победе или поражении в битве, которая "все навечно изменила". Но через день включаются "законы всемирного тяготения", по выражению автора, и часто оказывается, что дела не так хороши или не так плохи. "И это напоминает мне о путинской аннексии Крыма", - пишет автор.

"На следующее утро" Путин стал для России героем. Но как он будет выглядеть через полгода? - задается вопросом автор. По его мнению, Путин бросил вызов сразу трем мощнейшим силам на планете - человеческой психологии, Матери-Природе и "Закону Мура".

Драма Украины - это попытка людей вырваться с "российской орбиты" в сторону ЕС. Ключевая движущая сила - человеческая психология: стремление к лучшему будущему для себя и детей.

Что касается Матери-Природы, то Путин делает ставку на то, что мир бездействует. Фридмен напоминает об опасности глобального потепления и пророчит, что век углеводородов должен закончиться: нужна более экологичная энергетика - "иначе Мать-Природа с нами разделается". Но Путин делает ставку на то, что потребность в нефти и газе, которые экспортирует Россия, не иссякнет.

"Закон Мура" - гипотеза, что вычислительная мощность микросхем будет каждые два года увеличиваться вдвое. По данным Фридмена, сейчас то же самое происходит с солнечными батареями: они становятся все дешевле. "По той же траектории движутся ветряная энергетика и энергоэффективность", - утверждает автор. Китай развивает возобновляемые источники энергии, причем поневоле: иначе китайцы задохнутся от смога. Если Америка и Европа сейчас чуть-чуть простимулируют возобновляемые источники энергии, чтобы уменьшить нефтяные доходы Путина, положительный эффект появится раньше и будет крупнее, чем многие думают.

"Сегодня легитимность руководителей Китая отчасти зависит от их способности "озеленить" китайскую энергетику, чтобы китайцы могли дышать. Легитимность Путина зависит от того, сможет ли о