Над Норвегией тоже тяготеет сырьевое проклятие

Нефтяное благополучие угрожает экономическому росту страны: изменился менталитет норвежцев, они не хотят усердно работать

По статистике, в Норвегии все меньше людей работают по пятницам. Многие офисные служащие даже называют пятницу «свободным днем», переделав fredag во fridag (аналог по-английски: Friday во free day). Общественный транспорт в Осло в этот день наполовину пуст. Многие уезжают отдыхать с семьей на выходные уже в четверг вечером, а возвращаются только в понедельник. Поэтому движение на дорогах по пятницам и понедельникам более свободное, чем в другие будние дни.

Этот тренд настораживает власти и бизнесменов Норвегии. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), меньше норвежцев времени на работе в развитых странах проводят только немцы и голландцы. При этом средняя заработная плата в производственной сфере в Норвегии самая высокая в мире: на 40% выше, чем в Германии, и почти вдвое выше, чем в США, Японии, Италии или Великобритании. Об этом свидетельствуют цифры бюро трудовой статистики США.

Причина такой ситуации — то, что сделало Норвегию одной из самых богатых стран в мире: нефть. Страну нередко хвалят за то, как она распорядилась своим природным богатством. Норвегия создала крупнейший в мире фонд национального благосостояния и эффективно им управляет. В результате она смогла избежать нефтяного проклятия (или «голландской болезни»), которое во многих других странах убивает другие производительные сферы экономики.



Но внутри страны и за ее пределами растут опасения, что голландская болезнь в Норвегии все-таки прогрессирует, только в менее заметной форме. Ее обеспеченное и довольное жизнью население работает меньше, чаще берет больничные и становится все более самодовольным и самоуспокоенным. Из-за этого возникают вопросы о том, как будет выглядеть страна через десятилетие или два, когда ее запасы нефти начнут истощаться. «В Норвегии дела идут настолько хорошо, что мы перемещаем промышленность и рабочие места за границу и не волнуемся по этому поводу, так как все хорошо. Но мы обманываем сами себя», — считает министр транспорта Норвегии Кетил Солвик-Олсен.

Кристин Скоген Лунд, руководитель национальной организации работодателей NHO, отмечает, что эти риски почти неизбежны, когда в стране все благополучно в течение длительного времени. «Моим детям 14 и 11 лет, и они выросли в условиях богатства. Конечно, это как-то влияет на нас», — говорит она.

Норвегия определенно не находится в кризисе. По данным МВФ, по ВВП на душу населения она занимает второе место в мире, уступая только Люксембургу: в 2013 г. он составил $105 478 против $112 135 (при расчете по паритету покупательной способности валют Норвегия занимает 4-е место в мире). Уровень безработицы — 3,5%, самый низкий в странах Евросоюза. А профицит бюджета, включая деньги, поступающие из нефтяного фонда, превышает 10% ВВП.