Госслужащих за взятки и беспредел — сажать, как за госизмену. Поясняет автор инициативы

На модерации Отложенный

В ближайшее время в Госдуму может быть внесён законопроект, приравнивающий превышение полномочий полицейскими и госслужащими к государственной измене. Документом предусмотрено наказание вплоть до пожизненного лишения свободы за вымогательство, пособничество преступлению, коррупцию, психологический прессинг и побои. По мнению инициатора законопроекта — депутата Госдумы от «Справедливой России» Олега Нилова такие преступления заслуживают самого сурового наказания, так как подрывают авторитет не только структуры, где работает преступник, но и государства в целом.

В беседе с «Однако» эсер назвал несправедливостью нынешнего Уголовного кодекса возможность полицейских и людей, наделённых властью, отделаться за серьёзное преступление штрафом или малым сроком заключения. По словам Олега Нилова, наказание за казнокрадство, вымогательство, пособничество преступлению, мошенничество, коррупцию, халатность и прочие правонарушения должно быть никак не меньше 12 лет, то есть приравнено к наказанию по статье «государственная измена».

 — Враг под номером один — агент, шпион — он и сегодня опасен, но это ничтожный процент от того количества внутренних врагов, которые куда опаснее для государства, для власти, для граждан. Я имею в виду целые структуры, преступные картели, наркосообщества, результат деятельности которых — уничтожение сотен тысяч граждан России. Преступники имеют свои сети, агентуру, своих осведомителей, в том числе в рядах силовиков, которые зачастую не просто информируют их о действиях власти, а работают с ними заодно, получая с этого многомиллиардные барыши.

Другие представители силовых ведомств вместо борьбы с нелегальной миграцией, преступными сообществами, террористами, экстремистами, бандитами — помогают им, нанося колоссальный ущерб государству. А они между тем призваны защищать людей. И за эти преступления назначают штраф, кто-то получает условный срок, кто-то — домашний арест, а кто-то «по халатности» вообще ничего не получает. Вот почему я выступаю с такой инициативой. Люди, облечённые властью и погонами, должны не на равных с бандитами отвечать, а нести более серьёзную ответственность перед законом. Иначе этот круг никогда не разомкнётся.

Не помогает аттестация, не помогает реформа — я считаю, что кроме пряника власти нужно употребить и кнут. Да, мы повысили зарплаты следователям, прокурорам, полиции — результаты пока малоочевидны. Причина во внутренней протухлости всего силового блока. Надо начать чистку рядов. Не пугает, к сожалению, тюрьма, не пугают условные сроки, не пугает потеря погон, не пугают стыд и совесть. А совесть зачастую ещё и в доле. Отсюда и предложение ужесточить наказание, сделать невозможным условно-досрочное освобождение, как в статье о госизмене, плюс конфискация имущества не только у преступника, но и у всего круга родственников.

Коллеги предлагают ещё и чиновников поставить в этот ряд. Я согласен. Мы их тоже внесём. Все, кто получает от государства полномочия, власть, дополнительную защиту и преференции и, пользуясь ими, совершает преступления, — это предатели.

Ответственность должна быть жёсткой, и закон будет в обязательном порядке распространяться и на силовиков, и на других государевых людей.

Речь не идёт о том, чтобы статью 275 УК РФ о госизмене дополнять новым содержанием. (Согласно ст. 275 УК РФ, государственной изменой считается шпионаж, выдача государственной тайны, финансовая, материально-техническая, консультационная или иная помощь иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности РФ. Наказания за данные преступления — до 500 тыс. рублей и лишение свободы сроком до 20 лет — прим. ред.). Мы просто уточним статьи 285 и 286, в которых говорится о злоупотреблении и превышении полномочий, а санкции за это — штрафы и запрет на работу в занимаемой должности. Вместо этого предлагаем карать сроком от 12 до 20 и вплоть до пожизненного заключения и таким образом приравняем наказание к госизмене.

Силовые структуры — это часть власти, её лицо, а если она себя так уродует, то как можно надеяться, что народ откликнется на призывы власти бороться с экстремизмом с терроризмом? А сейчас главная цель — объединить вокруг власти абсолютное большинство граждан общества. Потому что руководство страны отдельно не справится ни с одной проблемой.

Законопроект эсера Нилова уже обсуждается в контексте антитеррористического пакета законов. Сам автор уточняет, что пока это только идея, но возможно, она дополнится нюансами и будет более подробно расшифрована после работы с документом профильных комитетов Думы и общественных коллегий.

Сами силовики такую инициативу считают сложнореализуемой. Доктор юридических наук, генерал-лейтенант МВД Александр Гуров полагает, что меры, которые действительно помогут прекратить подобные преступления, — это ограничение использования УДО для осуждённых чиновников и сотрудников органов, а также конфискация их имущества.

По данным начальника ГУ СБ МВД генерал-майора Александра Макарова, за первые девять месяцев прошлого года сотрудники правоохранительных органов совершили 3,5 тыс. преступлений. Больше половины — это преступления коррупционной направленности. Также было пресечено 165 тысяч дисциплинарных проступков, совершённых сотрудниками органов внутренних дел, 374 полицейских были задержаны за взятки (на 20% больше, чем в предыдущий аналогичный период), а по фактам превышения полномочий возбуждено 326 уголовных дел. К дисциплинарной ответственности были привлечены 247 руководителей органов внутренних дел. Эта цифра возросла почти вдвое по сравнению с прошлой проверкой.

Макаров считает, что эффективным средством профилактической борьбы с полицейской преступностью является процедура согласования службой собственной безопасности сотрудников при назначении на новую, более высокую должность. «В 2013 году проверку прошли 118 619 сотрудников. В 5 683 случаях — а это почти 5% — в отношении кандидатов имелась негативная информация», — сказал он.

Напомним: в ноябре прошлого года в качестве ещё одной меры борьбы с должностными преступлениями госслужащих и сотрудников органов внутренних дел в Госдуму был внесён законопроект о лишении пенсии полицейских-взяточников. Он ещё не принят.