Россию лишают «газового оружия»

Россию лишают «газового оружия»

Европа намерена расторгнуть контракты с «Газпромом»

14 января 2014 года для «Газпрома» наступает час «Х». В этот день истекает срок, который Еврокомиссия отвела российскому концерну, чтобы он изменил ценовую политику в Европе. По мнению еврокомиссаров, «Газпром» в странах ЕС устанавливает цены на «голубое топливо» без учета текущей ситуации на рынке, и это противоречит европейскому праву. Как заявила еще в октябре 2013 года заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния, за злоупотребление доминирующим положением в Центральной и Восточной Европе «Газпрому» может грозить штраф до 15 млрд долларов.

По словам господина Альмуния, Еврокомиссия провела расследование в отношении российского концерна на основании жалобы Литвы, к которой позднее присоединились Болгария, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. Вывод еврокомиссаров – «Газпром» препятствует свободной поставке газа через территории ряда государств ЕС и диверсификации источников поставок.

Согласно практике антимонопольных расследований в ЕС, после уведомления о подозрениях компании дается два месяца, чтобы доказать правомерность своих действий. Если «Газпром» до 14 января не сумеет этого сделать, его могут оштрафовать на сумму, равную 10% выручки. Кроме того, Еврокомиссия потребует незамедлительно изменить условия договоров с установлением справедливой цены на газ, иначе концерну грозит отлучение от газового рынка Европы.

Если это действительно так, европейцы загоняют «Газпром» в угол. Дело даже не в 15 миллиардах долларов штрафа (хотя это сумма немалая – ровно столько, напомним, РФ предоставила Украине из Фонда национального благосостояния за отказ от евроинтеграции). Пересмотр долгосрочных контрактов, которые «Газпром» заключил со странами Евросоюза, выбивает из рук Кремль важнейший рычаг геополитического влияния на европейских партнеров – «газовое оружие».

Кроме того, такой шаг чреват для Москвы утратой влияния на Киев. Не исключено, что сославшись на прецедент с ЕС, Виктор Янукович сумеет добиться пересмотра кабального контракта с «Газпромом», заключенного бывшим премьером Юлией Тимошенко. Это будет означать, что российские преференции Украине в виде временного снижения цены на «голубое топливо» (на период отказа от сближения с Евросоюзом) лишаются политического и экономического смысла. Другими словами, добившись от России дешевого газа, Украина сможет с легким сердцем взять курс на Запад.

Нужно отметить, что «Газпром» неуклонно сокращал объемы торговли на европейском рынке на протяжении последних двух лет. Это объясняется не только экономическим кризисом, но и тем обстоятельством, что США больше не закупает газ на внешних рынках.

Кроме того, увеличилось предложение сжиженного газа. В такой ситуации российский концерн объективно теряет свои позиции газового монополиста.

Капитализация «Газпрома», которая в «нулевые» росла как на дрожжах, в последнее время идет вниз. Усиливается и критика концерна внутри страны – за то, что «Газпром» проспал «сланцевую революцию», за негибкую политику на европейском рынке, из-за чего его позиции ослабляются.

Между тем, «Газпром» является крупнейшим налогоплательщиком в федеральный бюджет, плюс крупнейшим источником внебюджетных средств для элиты. Можно сказать, концерн играет роль кошелька власти.

Кроме того, «Газпром» является и едва ли не главным рычагом геополитического влияния Кремля, и ослабление концерна автоматически ослабляет позиции Владимира Путина в игре, которую он ведет на мировой арене. Эта игра заключается в попытке переформатировать Россию в энергетическую сверхдержаву. Идея была в том, что сегодня мы занимаем лидирующие позиции в продаже газа, завтра – нефти и ядерной энергии.

Но идея оказалась нежизнеспособной. Сейчас «Газпром» – повторюсь – позиции теряет. Роснефть, правда, стала крупнейшей нефтяной компанией в мире, но в целом позиции России в нефтяном секторе мирового рынка куда слабее, чем в газовом. В ядерной энергетике имеются локальные успехи, но и они не превращаются в глобальный геополитический рычаг.

Поэтому дальнейшее ослабление «Газпрома» действительно критично для Кремля. Беда даже не в том, что в бюджете станет поступать меньше средств от продажи газа. Сокращение доходов «Газпрома» будет означать необходимость реформирования и социальной политики, и политической системы в целом. И это становится очень серьезной проблемой для власти.

 
Поэтому сейчас Кремль лихорадочно ищет варианты, как компенсировать потери на европейском направлении. Он смотрит на Восток, и говорит, что поскольку центр роста мировой экономики сместился в азиатско-тихоокеанский регион, Россия срочно должна укреплять позиции именно там, а не в Европе. Но в то же время Кремль понимает: экспортируя нефть и газ в тот же Китай невозможно получать деньги, которые зарабатывает «Газпром» в ЕС. Это значит, в перспективе потеря части «газовых» денег неизбежна, и стратегические позиции Кремля будут только слабеть…

Андрей Полунин