ПРИСПУЩЕННЫЕ ФЛАГИ КРЕПОСТИ НА ВОЛГЕ

Траур кончается, а горю нет конца

Траур

3 ЯНВАРЯ в Волгоградской области заканчивается пятидневный траур по жертвам страшных терактов, потрясших город в последние дни 2013-го. На данный момент число погибших составляет 34 человека (18 стали жертвами взрыва на железнодорожном вокзале, 16 – в троллейбусе).

По последним данным, пострадавших более 100. Около 60 из них до сих пор находятся в больницах. 19 человек, наиболее тяжелые, но чье состояние позволяет транспортировку, перевезены в Москву. Состояние четверых волгоградские медики оценивают как критическое. Девять человек пошли на поправку и выписаны домой для амбулаторного лечения.

Траур кончается, а похоронам и горю нет конца... 31 декабря взрослым и детям хутора Вертячий было не до елок и поздравлений. Сотни жителей поселка, в том числе школьники, собрались на кладбище, где хоронили 12-летнего шестиклассника местной школы Алешу Валенту и его лучшего друга и двоюродного брата пятиклассника Сашу Долгих. «Мальчики увлекались коньками, футболом, были очень дружные, очень приветливые. Они поехали с папой Алексея покупать билеты в Москву, папа собирался на работу 9 января. Сейчас его перевезли в столицу, в тяжелом состоянии. Леша был единственным ребенком в семье, у Саши остался маленький братик», – рассказала родственница погибших Виктория Долгих.

В станице Кумылженской Волгоградской области похоронили погибшую на вокзале 21-летнюю Елену Никулину. 2 января в Волгограде предали земле 31-летнюю Ольгу Тюняеву и старшего сержанта транспортной полиции Дмитрия Маковкина.

1 января в Москву перевезли серьезно пострадавших девочек: 9-летнюю Олю Иваненко и 3-месячную Вику Толкунову. Вика получила тяжелейшие ранения во время взрыва в троллейбусе. Целые сутки ее не могли опознать. Как выяснилось, в троллейбусе она ехала с мамой и бабушкой – Анастасией и Татьяной Шишковыми. Обе женщины погибли. Отец малышки в это время отсутствовал в городе. Военный врач Василий Толкунов вернулся лишь на следующий день и узнал, что с его близкими случилась беда, какая бывает только на войне…

Работники Воткинского машзавода, что в Удмуртии, крепили оборонный щит нашей страны. После испытательного пуска межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М «Тополь» с полигона Капустин Яр они возвращались домой, чтобы вместе с родными встретить Новый год. Испытания прошли удачно, и настроение было праздничное. Но в оборонном щите обнаружилась брешь, которую не могут устранить даже самые лучшие ракетчики – на вокзале в Волгограде, через который лежал их путь. Максим Садилов и Андрей Котенко погибли, трое их коллег тяжело пострадали.

Сейчас улицы Волгограда патрулируют тысячи полицейских – число задействованных сотрудников полиции и военнослужащих Внутренних войск превысило 5 тысяч. Помогают патрулировать и казаки с дружинниками.

Волгоградцы держатся перед лицом беды мужественно. В городе отменены все развлекательные мероприятия, концерты, утренники, новогодние шоу. Но люди приходят с подарками и пожеланиями скорейшего выздоровления к раненым, поддерживают их близких. Место, где был взорван троллейбус, буквально усыпано цветами. И главное пожелание буквально всех от мала до велика – чтобы в 2014 году такой кошмар не повторился. Ни в Волгограде и нигде больше!

Но как сделать, чтобы пожелание это сбылось? Ведь когда 21 октября 2013 года смертница взорвала автобус в том же Волгограде, убив семерых, россияне уже слышали грозные заявления: «Не допустим! Не позволим! Накажем!» И про уже свершившиеся наказание не замедлили сообщить – после масштабной спецоперации в Дагестане, где, как утверждалось, ликвидированы организаторы преступления. Как выяснилось, ликвидированы не все. Или очень быстро объявились новые…

Сразу после взрыва на вокзале в Волгограде в течение многих часов официальные представители правоохранительных органов твердили, что теракт осуществила смертница, некая Оксана Асланова. Потом женщина превратилась в мужчину, про которого ничего не известно.

Утверждают, что троллейбус взорвал также мужчина. Даже называют его имя: Павел Печёнкин из Марий Эл. Этот, по всеобщему мнению, тихий, интеллигентный парень, работавший фельдшером на скорой помощи, разительно изменился три года назад, когда попал под влияние братьев-мусульман. Уехал из марийского Волжска в Москву, потом в Дагестан. И там пропал. Узнав, что сын стал ваххабитом, родители-пенсионеры с помощью друзей и знакомых собрали денег и поехали искать его. В Буйнакске узнали, что крови на его руках нет, и записали видеообращение с мольбой вернуться домой.

«Мы живем в аду, по полу катаемся от этой боли, волосы на себе рвем. Не бери грех на душу, нельзя против родителей идти. Павлик, вернись домой, заклинаю тебя», – умоляла мать Фаназия. Она татарка, но исламом, а уж тем более радикальным, никогда не интересовалась.

Однако новоявленный Ансар Ар-Руси не внял мольбам собственных родителей. «Мне грустно было видеть ваши слезы. Я не хотел смотреть это видео, боялся, что оно ослабит меня, что я раскисну. Но в тот момент мне было знамение. Я приехал сюда, чтобы аллах был доволен мною, чтобы я заслужил рай, вы не можете меня свернуть с моего пути», – ответил он и вновь пропал.

Пока не проведена ДНК-экспертиза, нет уверенности, что один из взрывников-смертников именно Павел Печёнкин.

Но сама история еще одного молодого россиянина, потерянного для нормальной жизни (а возможно, и лишившего жизни множество невинных), говорит о серьезнейшем нездоровье общества. Да и в любом случае, нашлись же те, кто подорвал себя в толпе обычных людей, убив и покалечив безоружных.

ПОМЯНУВ в новогоднем президентском обращении, которое он делал из Хабаровска, о бесчеловечных терактах, Владимир Путин отправился в Волгоград. Действительно, его молчание по поводу трагедии (в городе, который он в минувшем году посещал несколько раз во время праздников в честь 70-летия победы в Сталинградской битве) как-то затянулось. В городских больницах он навестил раненых, а потом провел совещание с губернатором и силовиками.

«Мерзость преступлений, которые совершены в Волгограде, не нуждается в дополнительных комментариях. Чем бы ни мотивировали свои действия преступники, нет никакого оправдания совершению преступлений против гражданских лиц, особенно против женщин и детей…Российские спецподразделения при проведении специальных операций делают всё для того, чтобы обеспечить безопасность именно гражданских лиц. Здесь же всё наоборот», – такими словами глава государства открыл совещание.

Непонятно, что конкретно имел в виду президент, говоря, что в Волгограде «всё наоборот». То ли, что спецподразделения на сей раз не смогли обеспечить безопасность мирных граждан. То ли, что террористы воюют именно с женщинами и детьми. Но последнее давным-давно не новость. Да и как ни посмотри, обеспечить безопасность в Волгограде ни спецслужбы, ни власти и впрямь не смогли. И это в условиях приближающейся Олимпиады в Сочи, которую с помощью действующего бандподполья на Северном Кавказе определенные силы желают сорвать или испортить!

Волгоград совсем недавно был мишенью террористов! Что сделано за истекшие два месяца руководством области? Губернатор Боженов лишь произносит пафосные речи. В октябре, после взрыва автобуса, он говорил: «Волгоградцы – сильные люди и не допускают паники. Все необходимые для безопасности жителей меры принимаются в полном объеме...

Террористы попытались нанести удар по Сталинграду как символу мощи и единства нашего многонационального народа. Но слишком велика и несокрушима эта твердыня, чтобы покачнуться от подлости трусливых бандитов. Терроризм – это самая страшная угроза для современного мира. Но мы никогда не покорялись врагу. Волгоградцы – наследники поколения, разгромившего нацизм. И террористов, несущих смерть и страдания, ждет та же участь», – заявил губернатор ныне.

Кощунственно примазываться к чужому подвигу, когда не способен исполнить собственных служебных обязанностей, а цена этому – людские жизни!

Сергея Боженова переместили на должность главы Волгоградской области с поста мэра Астрахани в январе 2012 года. Его главной задачей, по мнению экспертов, было произвести своего рода «политическую зачистку» оппозиции. А также добиться уверенных результатов Владимира Путина на президентских выборах после провального голосования за «Единую Россию» на думских.

Боженову это удалось. Видимо, поэтому столь ценному для федеральной власти кадру прощают многое. И две скандальные поездки под видом служебных командировок с большой свитой из родственников, депутатов и чиновников-единороссов за рубеж: в Италию и Германию. Там командировочные «зажигали» в лучших отелях. И выявленное в минувшем августе нецелевое расходование правительством Волгоградской области 1,4 млрд рублей, выделенных на строительство дорог. И, наконец, катастрофический провал в обеспечении безопасности города.

«Меня переполняют удивление и гнев. Взрыв в Волгограде должен повлечь за собой отставки. Кадры в вопросах безопасности решают если не всё, то многое. Уже после октябрьских взрывов в волгоградском автобусе встал вопрос о служебном соответствии губернатора Боженова. Уже сразу после назначения врио главы Ставрополья приехавшего с севера Владимирова встал вопрос об угрозах потери управления в крае. Что в итоге мы видим? Кавказ буквально трясет, а губернаторы бездействуют. Оба – Боженов и Владимиров – активно готовятся к предстоящим выборам, понимая свою работу сугубо как пиар-кампанию. Я думаю, пора прекратить этот балаган», – столь жесткие оценки дал бывший полпред президента в ЮФО генерал армии Виктор Казанцев.

Таких же оценок, а главное – оргвыводов ожидали россияне от президента Путина. Если, конечно, в Волгоград он приехал не для того же пиара. Но никаких выводов не последовало. Только ставшие уже привычными в трагических обстоятельствах уверения и обещания.

Под конец совещания Владимир Путин попросил остаться директора ФСБ Бортникова и министра внутренних дел Колокольцева: «Поговорим с вами втроем о мерах, которые вами предпринимаются по повышению безопасности на всей территории России, имея в виду те события, которые произошли здесь, в Волгограде».

Но такую встречу с большим успехом и эффективностью можно было провести и в Москве, не устраивая масштабных выездов. Пока же главным в обеспечении безопасности граждан остается рейтинг и пиар высоких руководителей, сама безопасность находится под угрозой.

Екатерина ПОЛЬГУЕВА

Траур2 

Советская Россия