Китайцы не получат от МВД РФ 6 млрд рублей

На модерации Отложенный

Арбитражный суд Москвы вынес первое решение по искам китайских поставщиков ширпотреба, который среди прочего сбывался на Черкизовском рынке. Они требуют от МВД РФ компенсации ущерба в 6 млрд рублей. На такую сумму было изъято товара в ходе масштабного расследования о контрабанде.  Позже дело закрыли, а суд постановил, что вещдоки необходимо вернуть владельцам. Однако в МВД объявили об уничтожении всей партии ширпотреба.  Тогда его владельцы потребовали возмещения ущерба.

 

Еще в 2008 году сотрудники ДЭБ и Следственного комитета при МВД РФ в рамках уголовного дела о контрабанде для "Черкизона" задержали несколько железнодорожных составов, набитых ширпотребом. Позже это дело, как и другие аналогичные, было закрыто в связи с декриминализацией статьи УК РФ 188 (товарная контрабанда). Более того, Уссурийским судом было вынесено решение о том, что изъятый товар должен быть возвращен владельцам. Однако оказалось, что почти весь он значится в материалах дела как уничтоженный. В 2012 году китайские поставщики и торговцы обратились к адвокату Любови Благушиной, которая подготовила иски к МВД на общую сумму свыше 6 млрд рублей.

 

Арбитражный суд Москвы на днях закончил рассмотрение первого такого иска. Граждане КНР Сюй Цуньдай, Гао Вэйдун и Ван Цзяьхуа утверждали, что в 2008 они передали на логистический склад в Китае несколько партий джинсов, женских сапог и детской одежды, которые должны были поступить в Россию. Товар упаковали в тюки, на них была нанесена необходимая маркировка. Согласно делу о контрабанде, тюки с этой маркировкой в том же 2008 году изъяли сотрудники МВД РФ в рамках масштабного расследования. Потом ширпотреб, согласно материалам дела,  был уничтожен. Ссылаясь на решение Уссурийского суда, постановление о прекращении дела, китайцы просили обязать МВД выплатить им ущерб за изъятые джинсы, сапоги и т.д.

 

Для подачи иска китайцы выбрали довольно простую схему. Цунидай, Цзьхуа и Вэйдун заключили договор об уступке права требования товаров с ИП Кохли Кристины Петровны, которая и обратилась в Арбитражный суд Москвы. "Вначале судья очень скрупулезно подошла к рассмотрению иска, мне неоднократно приходилось вылетать в Китай, чтобы подвозить дополнительные документы, — рассказала "Росбалту" Любовь Благушина. — Рассмотрение шло почти год, а потом судью как подменили, и она вынесла решение отказать в иске".

 

Арбитражный суд Москвы при этом указал несколько доводов. В решении Уссурийского суда о возврате изъятых МВД РФ товаров их владельцам было указано несколько условий: "наличие соответствующих документов, таможенного оформления и оплаты таможенной пошлины". По мнению столичных служителей Фемиды, истцы не представили договоров с получателями груза, документов об уплате таможенных пошлин и т.д. Более того, в Арбитражном суде сочли, что китайцы вообще не могут подтвердить того, что МВД РФ забрало в 2008 году именно их товар. Несмотря на то, что маркировки на тюках, куда упаковали ширпотреб предпринимателей в КНР, и маркировки изъятых полицейскими тюков совпадают, "отсутствуют доказательства, что был изъят товар, ранее принадлежавший Сюй Цуньдай, Гао Вэйдун и Ван Цзяьхуа". В результате в удовлетворение иска торговцев к МВД РФ было отказано.

 

Стоит отметить, что сейчас в российских судах находится еще несколько аналогичных исков. Так, в ближайшее время Арбитражный суд столицы должен рассмотреть иск гонконгской компании Pulsar Electronics CJ Ltd к МВД РФ на сумму в 285 млн рублей. Именно во столько китайская структура оценила свой товар, изъятый МВД РФ в 2008 году. Скорее всего, в удовлетворении этого и других исков тоже будет отказано. 

 

Одновременно Любовь Благушина пытается добиться возбуждения дела о возможном хищении товара из КНР. По словам адвоката, ситуация с якобы имевшей место утилизацией ширпотреба, покрыта мраком. Ее доверители уверяют, что уже вскоре после изъятия весь товар оказался в продаже, и они неоднократно видели свою продукцию на прилавках у других торговцев. Из материалов же уголовного дела следует, что вещи не были признаны экспертами опасными для здоровья. Однако буквально везде, как говорится в томах расследования, обнаружили разные недостатки: кроссовки, куртки, костюмы, блузки непременно имели "дефекты пошива", "дефекты отделки" или "дефекты внешнего вида".

Палатки оказались с дырками; железные лестницы — с "дефектами механизмов"; другие металлические изделия – со следами ржавчины и т.д.

 

На этом основании в феврале 2009 года Тверской суд удовлетворил ходатайство Следственного комитета при МВД РФ  об уничтожении товара почти на 6 млрд рублей.

 

По словам адвоката, сам процесс утилизации происходил при весьма сомнительных обстоятельствах. Изъятый товар хранился на складах в Красногорской районе Подмосковья, по соседству с гигантским полигоном по уничтожению отходов площадью 63 га. Однако вещи зачем-то повезли за 150 км от этого места, в Калужскую область. "Расположенный там полигон имеет площадь всего 0,9 га, он просто не мог вместить в себя такое гигантское количество товара, — рассказала "Росбалту" Благушина. — Что на самом деле стало с этими вещами и так всем ясно".

 

Как рассказала "Росбалту" адвокат, заявления в СК РФ о возбуждении уголовного дела, ведомство передает в Генпрокуратуру, а та отправляет в МВД РФ. "В МВД РФ наши заявления либо непременно теряются, либо мы получаем непонятные отписки. Даже доследственной проверки до сих пор не проведено — отметила Благушина. — Очевидно, что никто просто не хочет брать на себя ответственность за принятие процессуального решения в связи с этой историей: ни признавать уничтожение товара законным и отказывать в возбуждении дела, ни признавать факты хищений и начинать соответствующее  расследование".

 

Напомним, согласно данным МВД РФ, в 2007 году сотрудники ДЭБ узнали о существовании крупного контрабандного канала по поставкам товаров для Черкизовского рынка. Они решили осуществить так называемую контролируемую закупку. Несколько оперативников под видом бизнесменов, работающих на "Черкизоне", обратились в одну из столичных фирм и попросили организовать им поставку из Китая партии ширпотреба без уплаты таможенных пошлин. Когда груз пришел в Москву, Следственный комитет при МВД РФ возбудил уголовное дело по ст. 188 УК РФ (контрабанда).

 

В ходе расследования было установлено, что депутат законодательного собрания Приморского края, близкие ему бизнесмены и таможенные брокеры сумели создать канал по поставке в Россию контрабандного ширпотреба. Причем весь груз доставлялся по заказам торговцев с вещевых рынков столицы, в первую очередь — с "Черкизона". В Москве, начиная с 2004 года, такие заказы принимал  руководитель столичной фирмы "Камела и Ко" Владимир Караяни. Потом он передавал их своему партнеру Ван Юнфэю в Китай. По данным Следственного комитета при МВД РФ, на складах в Пекине формировались тюки с одеждой и обувью. Информацию о сроках поставках товара из Китая передавалась ближайшему сподвижнику депутата, который и обеспечивал его беспрепятственное прохождение через границу.   

 

У контрабандистов были свои расценки. Они брали от $1700 до $1900  за перемещение через границу 1 куб. метра одежды и $1020 – за перемещение 1 куб. метра обуви. Ежедневная сумма, которые организаторы канала получали от торговцев с "Черкизона", составляла от нескольких сотен тысяч до одного миллиона долларов. Только Карояни зарабатывал $1,5-2 млн в месяц.

 

В мае 2008 года Ван Юнфэй приехал в столицу в гости к Владимиру Караяни, тогда оба мужчины и были задержаны. Одновременно сотрудники МВД РФ провели обыски на станциях Приморского, Хабаровского и Московского железнодорожных узлов, во время которых было задержано 208 вагонов с контрабандными товарами на 7 млрд рублей, следовавших без документов.

 

На допросах обвиняемые по данному делу категорически отказывались давать какие-либо показания, касающиеся  парламентария.

 

В 2010 года материалы в отношении Карояни, Юнфэя и их подельников были выделены в отдельное производство и переданы на рассмотрение в Уссурийский суд. В конце 2011 года адвокаты обвиняемых подали ходатайство о прекращении дела (в связи с вступившими в силу поправками в Уголовный кодекс). Как следует из изменений, товарная контрабанда перестала считаться уголовным преступлением. Уссурийский городской суд согласился с такими доводами защиты и счел невозможным дальнейшее уголовное преследование обвиняемых. В результате дело было прекращено. Также суд распорядился вернуть владельцам весь товар, изъятый в рамках уголовного дела. Вскоре МВД РФ прекратил и общее расследование о контрабанде.