Кто теперь ходит в героях на Украине

14 октября ВО "Свобода" в Киеве отмечала 71-ю годовщину создания профашистской Украинской повстанческой армии.

Марш националистической партии "Свобода" в Киеве собрал около 5 тысяч человек. Обеспечить такое количество участников «Свободе» удалось за счет предельной мобилизации сторонников со всей Украины. Все «наличные силы» были брошены на Киев — лишь во Львове состоялся традиционный «Марш славы УПА», главными действующими лицами которого стали около 300 ветеранов.

 Возглавивший марш лидер украинских националистов Олег Тягнибок призвал украинцев прекратить "терпеть чужих хозяев у себя дома". "Мы сами должны быть хозяевами в нашем доме и никто не имеет права нам указывать, кто является нашими героями и подменять их", — заявил он. Кого Тягнибок считает чужими хозяевами в своем доме, он не уточнил. Но во всяком случае не западных эмиссаров, вроде Фюле и Грибаускайте с которыми Тягныбок недавно имел встречи.

Националисты вышли с требованиями признать деятельность ОУН-УПА национально-освободительной борьбой, вернуть звание Героя Украины Степану Бандере и Роману Шухевичу, а также с десятком лозунгов социального и антиправительственного содержания, которые всегда провозглашала Компартия.

Кто же такая эта ОУН и добровольная УПА - ДУПА?

Организация Украинских Националистов (ОУН) создана в начале февраля 1929 г. на І Конгрессе в Вене. Целью организации определялось восстановление Украинского Самостоятельного Соборного Государства (УССД) на всех украинских этнических землях. Руководящим органом был Провод Украинских Националистов во главе с полковником армии УНР Евгеном Коновальцем.

У ОУН была предшественница - Украинская Воинская Организация (УВО), которая направляла свою деятельность против польской власти, проводившей на этнических украинских землях дискриминационную политику с элементами этноцида. УВО организует акции саботажа на территории Галичины и Волыни, политические убийства польских членов правительства, бойкоты образовательных и коммерческих учреждений и т.п.

В 1939 году, после объединения Украинских земель в Советскую Украину, ОУН становится одной из резидентур абвера. Руководство ОУН находилось в Германии, организация содержалась на деньги фашистов.

Согласно планам Гитлера, на границе с СССР необходимо было создать «государства-прокладки» между «Азией» и «Западом» — лояльные Третьему рейху. На основании политических указаний райхсминистра иностранных дел Германии фон Риббентропа, начальник штаба Верховного Главного командования вермахта Кейтель поставил задачу начальнику Абвера Канарису: «…организовать восстание при помощи украинских организаций, работающих с Вами». Под «украинскими организациями» имелась в виду Организация украинских националистов. В ноябре 1939 около 400 украинских националистов начали обучение в лагерях абвера в Закопане, Комарне, Кирхендорфе и Гакештейне. В первых числах декабря 1939 г. краковское отделение ОУН (возглавляемое С. Бандерой), не согласовав своих действий с Центральным Проводом ОУН под руководством А. Мельника, направляет во Львов курьера с указаниями к подготовке ОУН к вооружённому выступлению. Курьер был перехвачен НКВД, которое сумело захватить ряд руководителей ОУН. Бандеровская акция успешно провалилась.

10 февраля 1940 Бандера создает и возглавляет собственный руководящий орган ОУН — Революционный провод (ОУН-Р) и фактически выходит из подчинения ПУН Мельника.

На территории УССР члены ОУН-Р собирали информацию о расположении воинских частей и складов РККА, а также подробную информацию о комсоставе РККА.
В ходе мероприятий НКВД против подполья ОУН-Р было захвачено более 2 тысяч винтовок, 43 пулемета, 600 пистолетов и прочее военное снаряжение и амуниция. ОУН-Р пришлось отозвать раскрытых резидентов на территорию Генерал-губернаторства.

Готовя вооружённое восстание против Советской власти, краковский центр ОУН вел переговоры с рядом иностранных государств о прямой интервенции против Советского Союза. Весной 1941 бандеровцы вновь стали перебрасываться из Польши на территорию СССР.

Первое упоминание о вооружённом формировании ОУН (б) содержится в тексте Акта провозглашения украинской государственности от 30 июня 1941 года: «Украинская национальная революционная армия создаётся на украинской земле, будет бороться дальше совместно с союзной немецкой армией против московской оккупации за Суверенную Соборную Украинскую Державу и новый порядок во всём мире».
Ядром этой армии должен был стать созданный 25 февраля 1941 года с санкции руководителя абвера адмирала Канариса «Украинский легион». В оуновских документах это формирование фигурирует под названием ДУН (Дружины украинских националистов), состоявшие из групп «Север» (командир Роман Шухевич) и «Юг» (командир Рихард Ярый). В документах абвера они именовались «Специальное подразделение „Нахтигаль“ и «Организация Роланд».

Они входили в состав полка абвера «Бранденбург-800».

После нападения 22 июня 1941 года Германии на СССР, ОУН(б) начинает на временно оккупированных вермахтом территориях Украинской ССР и Белорусской ССР формирование отрядов украинской милиции. 25 июня 1941 г. Я. Стецько в своем письме-отчете С. Бандере писал: «создаем милицию, которая поможет убирать евреев». Эти подразделения (4−6 тыс.) стали важной составляющей частью для сформированной весной 1943 г. Украинской Повстанческой Армии (УПА).

21 октября 1941 года украинские личные составы «Нахтигаля» и «Роланда» были объединены в одно подразделение – «Украинский легион» в составе около 650 человек. Он был перебазирован во Франкфурт-на-Одере, где с его были заключены индивидуальные контракты на службу в германской армии сроком на 1 год.

К концу марта 1942 «Украинский легион», где Роман Шухевич был заместителем командира, был направлен в Белоруссию в ведение 201 охранной дивизии полиции и СД.

В апреле 1942 на проходившей под Львовом второй конференции ОУН(б) было указано на «скорую возможность вооруженной борьбы за украинскую государственность в подходящее время». Вооружённая борьба против немецких оккупантов откладывалась на неопределённый срок. Основными задачами ставилась борьба против «московско-большевистских влияний». За 9 месяцев пребывания на временно оккупированной территории Белорусской ССР, по собственным данным, «Украинский легион» уничтожил более 2000 советских партизан. 1 декабря 1942 г. подразделение было расформировано в связи с истекшим сроком контрактов.

17-23 февраля 1943 на III конференции ОУН было принято решение об активизации деятельности и начале вооружённой борьбы.
Конференция поддержала Романа Шухевича, по мнению которого основная борьба должна быть направлена не против германской оккупации, а против советских партизан и поляков. Борьба же против германских оккупантов должна была вестись, исходя из интересов ОУН, и иметь характер самообороны.

Новое вооружённое формирование планировалось назвать «Украинская освободительная армия» (УВО). В 1943 оно формировалась преимущественно за счет военнопленных. Ряды будущей УПА в период с 15 марта по 4 апреля 1943 пополнило от 4 до 6 тысяч сотрудников полиции. В конце мая 1943г по приказу Главной команды УПА (Д.Клячковский) эти вооружённые подразделения стали именоваться Украинской повстанческой армией (УПА).

В сентябре 1943 началась массовая «добровольно-принудительная» мобилизация мужского населения в районах, контролируемых УПА. Кто не желал вступать в УПА, тех отправляли в концлагеря. Один из таких был в Кременчуге.

Не соответствует действительности широко распространённое заблуждение о том, что символика ОУН(б), включающая в себя красно-чёрное знамя, возникла как символика УПА. УПА использовала в качестве символа только «державный тризуб»

Рейд Ковпака (июнь-сентябрь 1943) в Галицию привел к экстренному формированию Украинской национальной самообороны (УНСО). Уже в августе 1943 отряды УНСО нападали на мелкие группы ковпаковцев, отходивших к месту сбора в Полесье.

С конца 1943 года УПА противодействовала крупным соединениям советских партизан, получившим задание пробиться в тыл немецких войск. С конца февраля — начала марта 1944 советские партизаны сообщали о совместных действиях немцев и националистов против них. Основным негативным фактором от действий УПА называлась утрата одного из важнейших козырей партизан — скрытности перемещения, — наблюдатели ОУН и УПА сообщали немцам о местонахождении партизанских отрядов. Им же УПА передавало захваченных партизан и парашютистов.

Наибольшей своей численности УПА достигла весной — в начале лета 1944 — 25—30 тысяч вооружённых бойцов, больше половины которых были галичанами.

В сообщениях советских партизан относительно действий УПА в 1944 году указывалось: «Находясь продолжительное время (июнь 1943 — январь 1944) на территории Волынской и Ровенской областей, мы не располагаем какими либо фактами о том, где украинские националисты, помимо повсеместной пустой болтовни в своей печати, вели борьбу против немецких захватчиков и поработителей». (из докладной записки Хрущеву и Строкачу дважды Героя Советского Союза генерал-майора Федорова 21 января 1944 года).

Вооруженные акции УПА на антинемецком фронте не имели стратегического значения и не повлияли на ход борьбы между Германией и Советским Союзом и в целом не сыграли заметной роли в освобождении территории Украины от немецких оккупантов. Тем не менее, в 1944 году Красная Армия от нападений УПА и вооружённых членов ОУН(б) понесла такие потери: «убитыми и повешенными» — 157 офицеров и 1880 солдат и сержантов, ранеными — 74 и 1770 соответственно, «пропавшими без вести и уведенными в лес» — 31 и 402. После ликвидации крупных вооружённых формирований УПА весной-летом 1945, нападения ОУН-УПА на одиночных военнослужащих Красной Армии, находящихся в увольнении или в хозяйственных командировках, продолжались вплоть до конца 1940-х годов. Всего от действий ОУН-УПА в период с 1944 по 1956 погибло 3199 военнослужащих Вооружённых сил, пограничных и внутренних войск СССР, из них 2844 до 1 мая 1945 года.

УПА «воевала» в основном с мирным населением. За период с 1944 по 1 мая 1945 года было убито или уведено в лес 6385 человек гражданского населения (из них чуть более 1,5 тысяч т. н. «совпартактива»). Действия членов ОУН-УПА были довольно успешны по налётам на сельсоветы, сожжению зерна и сельхозинвентаря, разграблению складов, маслозаводов и спиртозаводов.

После ликвидации к лету 1945 крупных отрядов УПА на территории Союза ССР, мелкие подразделения УПА продолжали совершать действия направленные на уничтожение хлеба и сельскохозяйственных машин, так из 77 «бандпроявлений», зарегистрированных в августе 1945, — 37 было направленно именно на это. Кроме того, отрядами ОУН-УПА осенью было совершено несколько диверсий на железной дороге. Наиболее резонансным актом стал поджог самолета на аэродроме и нескольких нефтевышек — впрочем, их быстро потушили.

Но все же «одним из заданий ОУН-УПА должно стать регулярное уничтожение МТС, спиртозаводов, клубов, колхозного и совхозного имущества. Нападая на кооперативные точки нужно было забирать мыло, уничтожать водку — а остальное раздавать населению» (из инструкции ОУН-УПА конца 1945 года). Результатом подобных действий стал срыв планов по коллективизации сельского хозяйства в большинстве западных областей УССР. Распространенной была практика уничтожения и запугивания специалистов прибывших с востока. Все убийства «сексотов» совершались согласно указаниям командира отряда УПА базировавшегося под Львовом. Всего, по сводным данным советских архивов, за 1944−1956 годы, в результате действий УПА и вооружённого подполья ОУН погибло: 2 депутата Верховного Совета УССР, 1 глава облисполкома, 40 глав гор- и райисполкомов, 1454 глав сельских и поселковых советов, 1235 других советских работников, 5 секретарей городских и 30 районных комитетов Компартии УССР, 216 прочих работников партийных органов, 205 комсомольских работников, 314 глав колхозов, 676 рабочих, 1931 представитель интеллигенции включая 50 священников, 15 355 крестьян и колхозников, детей стариков, домохозяек — 860.

И этим «героям» провозглашают славу их нынешние последыши!