Как выжить в России?

Все-таки наши соотечественники – люди непостижимые. Эмоциональное начало в них намного сильнее рационального, и объяснить стратегию своего поведения они часто бывают не в силах. Лучше всего это видно, когда пытаешься разобраться с итогами непредвзятого социологического опроса.

Компания Boston Consulting Group (BCG) провела серьезное исследование потребительского поведения жителей России. Каждому из 2530 человек, попавших в поле зрения социологов, задали около 100 вопросов относительно их привычек тратить деньги. Ответы вызвали немалое удивление экспертов, представителей ретейлеров, да и самих исследователей.

Первое, на что обращаешь внимание, разглядывая таблицы с результатами опросов, – свободных денег на руках у населения практически не осталось, хотя сразу после кризиса, в 2010 и 2011 годах, люди могли потратить от 3 до 5% доходов как им заблагорассудится. Начиная с 2012 года ситуация меняется: 10% доходов целенаправленно идет на сбережения, еще 5% откладывается на покупку валюты, видимо, в ожидании роста инфляции или девальвации курса рубля. «Лишних» денег уже нет.

Из общего числа опрошенных 78% граждан направляют на сбережения менее 10% своих доходов, ничего не откладывают и не сберегают почти треть граждан – 31%. Как подчеркивают эксперты BCG, еще год назад от зарплаты до зарплаты жили только 24%. При этом Минэкономразвития уверяет, что реальные доходы населения растут в среднем на 3% в год.

Самое большое противоречие в том, что 77% респондентов высказали озабоченность своим будущим, но при этом 70% считают себя оптимистами. Экономического роста в стране в течение ближайшего года ожидают всего 24%, а в ближайшие несколько лет и того меньше – 21%. Но положение дел в стране у большинства никак не связано с личным благосостоянием. О том, что завтра-послезавтра зарплата может сократиться, думают только 19% граждан. Сложно понять, как могут сочетаться расточительность и неуверенность в ближайшем будущем.

Это отчасти признает и директор BCG Иван Котов. «Мы не видим глубокой озабоченности завтрашним днем. Россияне уникальны: нам не нравится то, что мы видим сегодня, зато мы верим в светлое будущее. Людям пришлось пережить довольно много потрясений. С другой стороны, все понимают, что российская экономика держится на нефти, нефть пока ценится, поэтому нет практической боязни за завтрашний день, и люди тратят больше», – говорит Котов.

Россияне, как показывает опрос, стали больше задумываться о своей старости. Тем, на какие средства придется существовать после ухода на заслуженный отдых, озабочены 59%. Год назад таких людей было на 6% меньше. Но при этом, составляя список приоритетов, того, на что нужно копить деньги, 17% отдали предпочтение отпуску; 14% готовы откладывать деньги на покупку автомобиля, 13% – на покупку новой квартиры или дачи, на черный день – 12%. Вкладываться в персональные инвестиции готовы 11%, и лишь 9% считают, что деньги надо копить на пенсионное обеспечение.

Впрочем, если вспомнить, сколько лет и с каким скрипом идет в нашей стране пенсионная реформа, сколько раз менялись ее основные параметры, становится понятным, что главное здесь – не легкомыслие людей, а их неверие в способность государственных институтов обеспечить достойную старость.

Руководитель отдела изучения уровня жизни Левада-центра Марина Красильникова считает, что последнее решение властей о замораживании деятельности НПФ в 2014 году выглядит откровенным разбоем.

Большая часть населения запуталась в бесконечных, зачастую взаимоисключающих новациях государственных чиновников и потому предпочитает живые деньги.

«Точно так же, как и у нашего государства, у населения очень короткий горизонт планирования. Поэтому решения, имеющие отдаленный эффект, вяло воспринимаются, – утверждает Хлебникова. – Существующий уровень недоверия к общественным и финансовым институтам трудно подорвать еще больше. Поэтому на склонность населения к сбережениям вся эта чехарда практически не влияет».

Самый большой парадокс выявился в отношении граждан к шопингу. Лишь 32% опрошенных признались, что испытывают удовольствие от походов по магазинам, процесса выбора и покупки товаров. По данным BCG, это самый низкий процент в мире. Лидирует по этому показателю Бразилия, где шопингом увлекаются 61%, а в Европе самый низкий показатель в Великобритании – 37%. При этом 60% наших соотечественников говорят, что, покупая нужную вещь, они становятся счастливее, а 54% уверены, что в продаже появляется все больше предметов, которые они хотели бы приобрести.

Однако представители ведущих ретейлеров не верят в излишнюю скромность и застенчивость российских покупателей и утверждают, что наши сограждане ходят по магазинам не только в случае крайней необходимости.

«Мы не ощущаем, что наши клиенты – малый и средний бизнес – переживают существенные финансовые трудности, – утверждает представитель Metro Cash & Carry Анна Малеина. – Бизнес наших клиентов развивается, и это отражается на нашем бизнесе: обороты Metro на российском рынке растут в течение последних лет».

Представитель компании Media Markt Анна Трофимова говорит, что доля товаров, которые покупают в кредит, остается неизменной на протяжении последних лет и составляет в общем объеме 9-12%. Более того, при существующей возможности выбора покупатели часто предпочитают качественные и дорогие бренды.

Генеральный директор компании «Детский мир» Владимир Чирахов удивлен разговорами о возможном снижении покупательской активности. Он сообщил, что по итогам третьего квартала 2013 года объем продаж детских товаров вырос на 15%.

«Я думаю, это такой психотип русского человека: мы не умеем экономить. Потому что везде в других странах, согласно результатам опроса, люди чувствуют ответственность за будущие поколения и стараются сберегать деньги. Мы – тратим», – делает вывод глава BCG Иван Котов.

А мне кажется, дело совсем в другом. За последние 20 лет в жизни нашей страны и нашего народа произошло столько кардинальных перемен, зачастую негативных, связанных с невыполнением властями своих обещаний и обязательств, что большинство людей перестали доверять всем, кроме самих себя. Рассчитывать можно только на себя – вот основной способ выживания в России. Копить средства при бытовой, ползучей инфляции в 10% становится бессмысленно. Работать надо не до наступления пенсионного возраста, а до последнего вздоха, чтобы не быть обузой для своих родных. А деньги как приходят, так и уходят. Завтра – что будет, то и будет. Может быть, здоровый фатализм как раз и помогает нам выжить