Пенсионная реформа зашла в тупик. Правительство Медведева выбросило белый флаг

В российской пенсионной системе произошел необъявленный дефолт. Отныне государство не намерено выполнять взятые ранее пенсионные обязательства. Впредь будущие пенсионеры будут заботиться о старости в основном самостоятельно. Если смогут: кризис на пороге.

Введение с 2002 г. накопительного пенсионного компонента стало уникальным, до сих пор не превзойденным российским управленческим ноу-хау. С одной стороны, накопительная схема существует во всех пенсионных системах в обязательной (например, Франция, Швеция, Чили) или добровольной (те же Великобритания или США) формах. Особо нужно отметить накопительное пенсионное страхование в Германии: формально оно является добровольным, но фактически государство полностью компенсирует плательщикам всю сумму взносов. Со всех сторон выгодно.

С другой стороны, в те смутные времена перед властями остро стояла так называемая проблема-2003, проще говоря, выплата $17 млрд Парижскому клубу кредиторов (полностью мы рассчитались в 2006–2007 гг.). Нефть тогда только-только дорожала, ЮКОС также был впереди, так что взять необходимые средства, казалось, было неоткуда. Возможно, пенсионные накопления, взимавшиеся со всех работающих мужчин и женщин (соответственно, 1953 и 1957 г.р. и моложе) и аккумулировавшиеся в непрозрачном Внешэкономбанке (ВЭБе), и стали заветной палочкой-выручалочкой.

Сколько пенсионных денег тогда «стрельнули» — загадка, но на прямой линии 18 декабря 2003 г. президент Путин выдал таинственную реплику: «Помните, сколько мы говорили в свое время, в 2002 году, о пике выплат по внешнему долгу в 2003-м, и даже часто пугали друг друга: как это отразится на жизни страны, сможет ли правительство справиться с социальными обязательствами перед населением?

Мы выплатили 17 миллиардов долларов — страна этого даже не заметила».

Дополнительным аргументом представленной версии может служить маниакальное упорство наших «рабов на галерах», сразу после 2003 г. приступивших к утилизации положительно зарекомендовавшей себя в мире накопительной модели. Пенсионные накопления — это те самые «длинные» деньги, без которых якобы задыхается экономика, это ощутимая поддержка фондового рынка, это, в конце концов, солидная инвестиционная доходность. В США в те годы подсчитали, что если работник осуществляет ежегодные накопительные взносы в размере $2 тыс. (что приблизительно соответствовало 6% от среднегодовой американской зарплаты на тот период) на протяжении 40 лет работы, то при средней доходности в 8% годовых (до кризиса американский фондовый рынок рос в среднем на 17% в год) его накопления увеличиваются в семь (!) раз.

Ельцинские беспредельщики могли людей банально кинуть, устроив, скажем, тот же дефолт-98. Пришедшие на смену «порядочные» люди поступили «по понятиям». Сначала они исключили из накопительной системы работников 1953–1966 г.р., потом с 6 до 4% снизили обязательные накопительные отчисления, а теперь, после неудавшейся ликвидации накопительного компонента в начале 2008 г., решили рассчитаться окончательно.