ШОС на перепутье: спасет ли Украина ШОС
12-13 сентября в Бишкеке состоялся 13-й саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Едва ли не впервые на саммите не стоял вопрос о расширении организации. ШОС в своих расширениях уже насытилась, обозначила достаточно широкие контуры и теперь предпочитает сосредоточиться на интенсивном развитии сотрудничества. Китай, главного «держателя» ШОС, в нынешних раскладах почти все устраивает.
Сторонники расширения тоже вынуждены смириться с нынешним компромиссом: четкой процедуры принятия новых членов в организацию по-прежнему нет. В результате, «шестерка» участников организации остается незыблемой (Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан), «пул» наблюдателей (Индия, Пакистан, Иран, Монголия, Афганистан) и «партнеров по диалогу» (Турция, Беларусь и Шри-Ланка) – тоже остается без изменений. Общий настрой по поводу расширения хорошо выразил российский президент Владимир Путин: «Вопрос включения в Шанхайскую организацию сотрудничества новых государств нужно решать аккуратно, но работа в этом направлении должна продолжаться».
Во время бишкекского саммита участники предпочли двустороннее общение, нежели дискуссии о стратегических перспективах организации.
Москва наибольшее внимание уделила переговорам с Ираном. Прежде всего, с учетом «сирийского кризиса». Понятно, что в международной повестке это основная тема. РФ, отстаивая свою позицию, ищет поддержку у ШОС и в частности, пытается разыграть «иранскую карту».
Пекин, в свою очередь, сосредоточился на укреплении двусторонних связей со странами ЦентрАзии. Опять же отчасти из-за нестабильности в Сирии и на Ближнем Востоке. И в стремлении диверсифицировать свой энергобаланс. Накануне саммита председатель КНР Си Цзиньпин в рамках турне посетил Туркменистан – Узбекистан – Казахстан, где договорился об очередном расширении поставок нефти и газа. Сейчас у Пекина с каждой из среднеазиатских стран сложились отличные отношения, отодвинув тем самым, многостороннее сотрудничество в рамках ШОС на второй план.
Пекин, тем временем, в рамках ШОС уже начал выдвигать смелые, амбициозные инициативы. Кроме того, активно продвигает свои экономические проекты.
Например, глава китайской делегации Тянь Юйцзюнь на заседании делового совета стран ШОС в Бишкеке предложил упростить визовый режим, а также максимально снизить ограничения по торговле в рамках ШОС.
Разумеется, не обошлось без внимания к проектам по возрождению нового Шелкового пути. От саммита к саммиту страны ШОС последовательно предпринимают меры по продвижению этого проекта. Но на этот раз глобальному проекту возникло большое противодействие. После того как речь зашла по поводу строительства железной дороги «Китай-Киргизстан-Узбекистан».
Формально эту инициативу выдвинул Киргизстан, его сразу же поддержал Узбекистан, но понятно, что основную поддержку проекту оказывает Китай.
Александр Собянин, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации пограничного сотрудничества, считает, что «документы, которые намеревается подписать Кыргызстан – преступные. Китай построит железную дорогу за счет алюминия, меди, угля Кыргызстана. В то же самое время обеспечит собственную безопасность с западной стороны. Для этого Пекину нужна железная дорога, ведущая до Андижана. В китайском варианте этот проект называется – железной дорогой Китай-Узбекистан, и в нем вообще не планируется объединять север и юг Кыргызстана. Речь идет только о соединении западной столицы Синьцзян – Уйгурской автономной области Кашгара с узбекистанским Андижаном. А в Бишкеке сами назвали ее железной дорогой Китай – Кыргызстан – Узбекистан».
Кроме того, по мнению Александра Собянина, намерения Китая могут сказаться и на безопасности России. «Угрозу представляет выбранный строителями стандарт железнодорожной колеи. Из двух вариантов – европейского и российского – Китай добился того, что дорога будет иметь европейскую ширину колеи – 1435 мм. И это ставит под угрозу безопасность, в частности, в Сибири, Поволжье и на Урале», - подчеркивает Александр Собянин.
Кубат Рахимов, эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии, в интервью киргизским СМИ заявляет, что видит в складывающейся ситуации только предпосылку к дополнительному разделению Киргизии на Юг и Север. «Есть в строительстве железной дороги и другая опасность. Миграция китайцев в республики, через которые пройдёт дорога и ненавязчивая экспансия территорий Киргизии, Таджикистана и Узбекистана», - предостерегает Кубат Рахимов.
Киргизский эксперт Токтогул Какчекеев, в свою очередь, выразил озабоченность тесным сотрудничеством, которое в последние годы навязывает Киргизии Китай. По его мнению, коммуникации на подобном уровне выстраиваются до начала войны и Киргизии следует более настороженно отнестись к строительству железной дороги китайскими строителями.
В общем, по мере продвижения китайского влияния в регионе увеличивается и противодействие со стороны местной элиты.
Впрочем, основное внимание на Бишкекском саммите было уделено все-таки вопросам безопасности. В Итоговой декларации эта проблематика нашла наибольшее отображение. «Международные отношения сегодня переживают период серьезной трансформации, существенного нарастания факторов неопределенности и нестабильности.
Глобальные вызовы и угрозы – терроризм, сепаратизм и экстремизм, распространение оружия массового уничтожения, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность, киберпреступность, диспропорции развития, нестабильность на продовольственных рынках, изменение климата приобрели трансграничный характер и требуют повышенного внимания со стороны мирового сообщества. Остаются неурегулированными многие региональные и локальные конфликты», - отмечается в Бишкекской декларации.
Что предлагает ШОС?
Во-первых, ШОС выступила в поддержку роли ООН как главного арбитра в урегулировании конфликтов. Во-вторых, ШОС поддержала инициативы по реформированию Совбеза ООН. В-третьих, страны ШОС продемонстрировали волю объединить усилия для совместного противостояния всем вызовам безопасности.
ШОС отдельное внимание уделила наиболее чувствительным вопросам глобальной безопасности:
- в Афганистане Организация выступила за построение «независимого, нейтрального, мирного, процветающего государства, свободного от терроризма и наркопреступности»;
- в Сирии – за скорейшее преодоление кризиса в Сирии самими сирийцами при соблюдении суверенитета Сирийской Арабской Республики, прекращение насилия в этой стране, запуск широкого политического диалога между властями и оппозицией без предварительных условий на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. И поддержала созыв международной конференции;
- ШОС высказала озабоченность ситуацией вокруг Ирана и его ядерной программы. Организация считает угрозы применения военной силы и односторонние санкционные меры отдельных государств против этой страны неприемлемыми;
- в «корейском вопросе» - ШОС считает, что переговоры и консультации являются единственным эффективным путем сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове, а также осуществления его денуклеаризации;
- по поводу «глобальной ПРО» - одностороннее и неограниченное наращивание ПРО одним государством или группой государств, без учета интересов других стран, способно нанести ущерб стратегической стабильности и международной безопасности. Связанные с этим проблемы необходимо урегулировать политико-дипломатическими усилиями всех заинтересованных государств. Государства-члены убеждены, что невозможно обеспечивать собственную безопасность за счет безопасности других;
- по поводу «глобального кризиса» - сохраняющаяся нестабильность мировой экономики требует совместных эффективных действий государств-членов ШОС в области экономического сотрудничества, что является важной составляющей обеспечения устойчивого социально-экономического развития и стабильности на пространстве ШОС.
Рассмотрение продвигаемых Китаем проектов Фонда развития и Банка развития ШОС по-прежнему отложено. Кроме того, заслуживало на внимание напоминание президента Казахстана об инициативе по созданию энергетического клуба ШОС в увязке с решением водно-энергетических проблем.
В целом, в оценке текущего расклада в ШОС можно согласиться с экспертом по странам Центральной Азии и Среднего востока, профессором Александром Князевым. «Как и ожидалось, очередной саммит ШОС не принял никаких конкретных решений ни по одному вопросу, по крайней мере, в публичной части. Остается только надеяться, что реально актуальные вопросы и решения найдут отражение в двусторонних встречах, традиционно саммиту сопутствующих», - подчеркнул Александр Князев.
«Разговоры о глобальности ШОС – очень преждевременны. Думаю, что говорить о деградации было бы слишком сурово, хотя позитивной динамики, особенно в последние три года, тоже не наблюдается. Скорее можно говорить о стагнации и ускоренной трансформации, сужении функциональных возможностей. Из организации региональной безопасности, каковой ШОС становилась, по существу, примерно к 2010 году, она быстро превращается в некое министерство внешнеэкономической деятельности КНР», - пояснил эксперт-востоковед.
…Что касается Украины, то, к сожалению, наша страна, в очередной раз, проигнорировала саммит ШОС. Впрочем, и со стороны Организации особого интереса к Киеву пока что не просматривается. Во-первых, Китай традиционно делает ставку на укрепление двусторонних связей. Во-вторых, Россия стремится сохранить лидерство на евразийском пространстве и любые самостоятельные шаги Киева в этом направлении будут вызывать ревностное противодействие.
Повысить свою привлекательность для ШОС Украина может в случае продвижения своей евроинтеграции. В частности, на данном этапе после присоединения к соглашению об ассоциации с ЕС.
ШОС интересна Украина, прежде всего, как европейская держава и в частности, лидер Восточноевропейского региона.
При сохранении нынешней многовекторной (непредсказуемой и неопределенной) политики Киева китайской стороне удобнее вести диалог с Москвой. Однако, при качественном продвижении украинской европейской перспективы для ШОС появляется возможность выйти на новые рубежи развития. Точно также как и Киев, устанавливая отношения с ШОС, сможет укрепить собственные позиции на евразийском пространстве.
Евроинтеграция Украины – это отличный импульс в развитии для ныне застопорившейся ШОС.
На наш взгляд, Украина вполне могла б претендовать на статус страны-наблюдателя в ШОС. Участники встречи глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (Фото пресс-службы Президента России)
Комментарии
Претендовать может кто угодно и на что угодно, а толку?
сблизить свои интересы и взаимно обогатить друг друга.