Дожить как-нибудь или жить достойно?
На модерации
Отложенный
Как старушка узнала именно об этих людях, теперь нет возможности уточнить. Ситуация сложилась такая, что без посторонней помощи ей уже было не обойтись. Речь шла даже не о том, что нечего есть или не хватало денег на оплату коммунальных услуг. Возраст и здоровье не позволяли выполнять самые необходимые дела. И ещё она осознавала, что одинокие годы старости закончатся совсем скоро. Кто вынесет её тело в последний путь? Кто не позволит лежать остывшим останкам в неуютной комнате? В минуты отчаяния у человека появляется решительность и способность принимать неординарные решения. Она позвонила одному из петрозаводских мусульман, извинилась за беспокойство и сказала: -Я знаю, что люди, исповедующие ислам, не оставляют одиноких стариков. Прошу вас, загляните ко мне. Скоро умирать, а похоронить будет некому. Женщина не усугубляла свою ситуацию. Два мусульманина, которые приехали её навестить, вспоминают, что давно не видели жилья в столь запущенном состоянии. Всё свидетельствовало о том, что никто давно здесь не делал хорошей уборки, не говоря о ремонте, замене мебели, приобретении бытовой техники. Хозяйка поведала историю, от которой встаёт ком в горле. Прожила она большую часть жизни в одном городе, имеет родственников. Но нет главного богатства – нет рядом людей, которые готовы быть рядом с немощным человеком. А когда-то она была в силе, хлебосольно принимала гостей, могла себе позволить поездки, покупки, развлечения. Можно только предположить (с большой осторожностью, с массой оговорок), что в жизни женщины имели место обстоятельства, которых … лучше б не было. Согласитесь, в дружной семье не оставляют без внимания стариков. Добрый и предупредительный человек, как принято говорить, поддерживает свою социальную сеть. То есть общается с друзьями, товарищами по работе, соседями, знакомыми, которые имеют те же увлечения и хобби. Для верующих людей есть особая часть жизни – участие в делах общины, уммы. Представьте, что такой социальной сети человек не создал, не придал значения сохранению дружеских теплых контактов. Сколько недалекости в словах: «Доживу как-нибудь»! В таком настрое нет ничего общего со смирением и истинной скромностью. Доживать «как-нибудь» - это небрежение к дару жизни. … Итак, новые знакомые договорились, что периодически старушка будет звонить, сообщать, что необходимо сделать, привезти-увезти. Небольшую материальную помощь мусульмане оказали ей сразу.
Но главное – условились, что в случае смерти позвонит и сообщит об этом одна из её знакомых соседок. Сказано в ниспосланном Писании, что всякая душа вкусит смерть. По воле Всевышнего даются дни жизни и определён её рубеж. По воле Всевышнего героиня этой истории с последним желанием обратилась к мусульманам. «Помогите, чтоб не бросили, не закопали где-нибудь на пустыре, как собаку», – повторяла она. Вскоре действительно раздался печальный звонок. Как и обещали, наши братья помогли с транспортом, помогли с организацией похорон. Женщину погребли без религиозных обрядов на городском гражданском кладбище. Немного людей провожали её в последний путь. Но всё же он был пройдён достойно, как подобает человеку. Об этой истории я узнала со слов одного из мусульман, который навещал старушку. Понятно его категорическое нежелание называть имена. Но я считаю необходимым в принципе записывать подобные истории. Человечность и доброта, проявленные ради Всевышнего, – к такому образу мыслей и к таким поступкам следует стремиться. В месяц Рамадан наши сердца должны быть распахнуты для того, чтоб делиться сердечностью. Творить благое, то есть угодное перед Всевышним и на пользу близким, - тоже призыв Рамадана. Кто-то из читателей обязательно задастся вопросом: разве не важно, в отношении к кому будут проявлены человечность, предусмотрительность, доброта? Важно. Потому что есть прямое указание, кто нуждается в опеке и поддержке: немощные старые люди, вдовы, сироты – вне зависимости от их религиозности, наши родители и дети – невозможно представить жизни без совместных забот и хлопот, наши братья и сестры по вере – всегда, животные и вся окружающая природа. Ислам учит глубокому гуманизму, а не «исключительно и в частности». Солнце светит и праведнику, и грешнику. Дождь орошает поля и леса. Вода питает каменистую почву и ухоженные поля. В хадисе передано: «Навещайте больного, кормите голодного и освобождайте испытывающего затруднения» (Аль-Бухари). Есть большое искушение ожесточиться в отношении людей, которые не достигли в жизни маломальских успехов, не нажили или не сохранили имущество, кого поразили такие болезни, как ВИЧ, гепатит, наркомания. Однако вне человеческой заботы они тем более обречены на страдания и гибель. Человечность окружающих людей даёт кому-то шанс воспрянуть, кому-то принять поворотные решения, кому-то с облегчением уйти в иной мир.
Комментарии