Новый православный порядок: епархия вместо парткома
или Русалочьи страсти в Воронежской области
Учёт мнения местных жителей при проведении тех или иных праздничных мероприятий — неотъемлемое свойство демократии. Вот только демократия ли это, когда за такое мнение выдаётся точка зрения небольшой организованной группы, пользующейся преференциями у властей предержащих? — задаётся вопросом историк Ярослав Бутаков.
О чересчур доверчивом Всеволоде Чаплине
Как известно, в селе Морозовка Россошанского района Воронежской области местная администрация изъяла из программы празднования Дня молодёжи постановку с участием мифологических персонажей — Нептуна, русалок и т. д. Она сделала это, пойдя навстречу требованиям православного духовенства, возмущённого «языческим» характером праздника.
Россия за последние годы увидала уже многое из того, что, как казалось ещё совсем недавно, могло случиться только в Средние века, но никак не после просвещённых XIX и ХХ столетий. Тем не менее, этот случай церковной цензуры в гражданском мероприятии показался особенно вопиющим даже на фоне нынешних тенденций, а потому получил широкий публичный резонанс.
Общественная реакция на событие в воронежской «глубинке» привлекла внимание «Российской газеты». Её корреспондент расследовала инцидент и оказалось, что на самом деле ничего из того, что сообщалось ранее в СМИ, в Морозовке не было. Будто бы священник местной церкви отец Роман лишь «разъяснял» своим прихожанам «языческий смысл» праздника Нептуна, и те «обеспокоились». А самого Нептуна не было лишь потому, что человек, ранее игравший эту роль на ежегодном празднике в Морозовке, оказался... занят на другом мероприятии! И вообще, новость была заказной, так как «стала на всех ресурсах раскручиваться программами-ботами, настроенными на озлобленные ругательства в адрес православной церкви».
Правда, в пастораль, нарисованную корреспондентом «РГ», не вписываются некоторые важные факты. Во-первых, обращение отца Романа к администрации Россошанского района получило поддержку в руководстве Воронежской и Борисоглебской митрополии. В ней корреспонденту «Интерфакса» так мотивировали обращение: «Православные жители Россоши не пожелали, чтобы на их территории, где живут их дети, привлекали бесов, каковыми являются эти существа [т. е. Нептун со сказочной свитой — Я. Б.]... Что будет, если начать призывать бесов? Могут произойти неожиданные последствия, духовный мир реально существует».
Во-вторых, первое пиар-лицо РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин тут же высказался по этому поводу с осуждением языческих элементов гражданского праздника в Россошанском районе и в поддержку их изъятия из программы праздника.
Таким образом, получается, что новость действительно была «раскручена». Но кем? Местными и центральными функционерами РПЦ. Они использовали данный эпизод для очередных заявлений в обоснование своих претензий на цензуру культурной жизни России. Поэтому версия корреспондента «РГ» совершенно не вяжется с реальными фактами.
Кроме того, если встать на её точку зрения, то получится, что «боты, настроенные на озлобленные ругательства в адрес православной церкви» ловко подставили уважаемых в Московской патриархии людей, чтобы те одобрили решение (запрет Нептуна), которого на самом-то деле (если верить корреспонденту «РГ») вовсе не было! То есть, «Российская газета» задним числом выставила Всеволода Чаплина человеком, якобы клюнувшим на провокационную приманку.
Попы сказали «надо!», администрация ответила «есть!»
С последним никак не могу согласиться.
Хотя очевидно, что курьёзный случай в Морозовке и «глубокомысленные» разъяснения В. Чаплина и его коллег никак не могут прибавить РПЦ уважения в обществе, но было бы крайне легкомысленно полагать, будто тот же Чаплин плохо понимает выгоды своей корпорации. В данном случае негативный пиар-эффект от вторжения церковной цензуры в светскую культуру явно перевешивается демонстрацией большого влияния РПЦ на принятие решений местными органами власти.
Попросту говоря, нам показали «симфонию государства и церкви» в непосредственном практическом действии. Местные попы сказали: «Надо!». Местная власть дружно взяла под козырёк (виноват, теперь надо говорить: ударила челом) и ответила: «Есть!». Нет никаких сведений про то, что она приняла при этом в учёт мнение большинства жителей данного района...
Обращение общественной организации (каковой является и РПЦ) к органу власти — нормальная демократическая процедура. Настораживает даже не столько то, что решение было принято полностью в соответствии с данным обращением, без попытки выяснить, что думают по этому поводу остальные граждане, сколько то, что обращение было принято местной властью именно к безусловному исполнению. Принцип светского характера государства был нарушен дважды.
Первый раз — в подмене решения органа местного самоуправления решением местной епархии. Точно также, мы помним, в советское время настоящие решения принимались в комитетах КПСС, а местные Советы просто формально их подтверждали, служа лишь передаточно-исполнительной инстанцией для проведения в жизнь решений парткомов. Теперь место КПСС на местах тихонько перенимает РПЦ. «Свято место» пусто не бывает, и кому ж, как не «святой» организации, его заполнять...
Второй раз — в цензуре религиозной организации на содержание светского культурного мероприятия. Отметим, что в запрете Нептуна (а также запрещённого одновременно с ним празднования Ивана Купалы) не фигурировал столь популярный ныне мотив «оскорбления религиозных чувств» православных. В «языческой» театральной игре попы (вряд ли — сами прихожане, за «мнение» которых они прячутся) усмотрели не какое-то оскорбительное поведение, подпадающее под действие гражданских законов. Нет, они увидели в нём прямо-таки покушение «бесовских сил» на души своей паствы. То есть запрет на светское мероприятие имел явно выраженную теократическую мотивировку. Кстати, ещё через пару дней в том же духе высказались священнослужители на известном сайте религиозных мракобесов.
Где заканчивается языческая символика?
Комментаторы сего события теперь высказывают обоснованные опасения, что РПЦ в дальнейшем приобретёт охоту к запрету и других привычных праздничных сценок под предлогом их «языческой» символики. Ну, а самым известным языческим по происхождению праздником является у нас Новый Год. Да и его неотъемлемые персонажи — Дед Мороз со Снегурочкой — тоже какие-то явно «не православные». Сам Новый год выпадает на православный рождественский пост, когда, по церковным понятиям, веселиться не подобает...
Вряд ли, конечно, Гундяев, Чаплин и Кº стремятся в итоге запретить гражданский Новый год. Демаршем в Воронежской области духовенство преследовало довольно прозрачную цель: показать свои способности по мобилизации не только паствы, но и органов местной власти для политических кампаний в интересах РПЦ МП. Что, надо признать, удалось.
Слово теперь — за гражданским обществом. Если на подобные проявления идеологического диктата у него не найдётся адекватного законного ответа, то его можно будет и дальше беспрепятственно давить.
Комментарии
Власть у нас на бумаге светская, на деле, все еще советская.. Увы.
Вполне комфортный период...
Жратва дешовая, образование доступное, трудоустройство гарантировано, инфляции нет.
Нет, это не было комфортно.
Стабильность была, да... Но плата за это было стойловое выдерживание народа. Не дело то.
Я бы "вернул все взад".
б)внутренние -=компромитация через одиозность и т.д.
И кто ребятам из деревни запретит что-то прраздновать? Соседки что ли?
Разговор скорее всего идёт о мероприятии не менее чем районного масштаба. А это значит, что в тихое село на берегу речки приедет толпа полупьяных рокеров, тинейджеров и пр. и пр. И кому они нужны там? Вот жители и возмутились. И не надо наводить трень на плетень.
Да и праздника такого нет и никогда не было. Вся эта шняга, похоже, высосана из пальца, вот только из чьего.