О «полархии», или где наши лучшие люди?

Идеальное политическое устройство общества – когда его возглавляет несколько «полархов» (от поли-  – много, и арх – властитель), самых высоких в духовном отношении людей (самых мудрых, добрых, совестливых). «Полархи» видят мир одинаково и всегда во всем между собой согласны. Эта одинаковость и согласие как раз и являются критерием их высочайшего духовного роста. На следующем ярусе пирамиды находится совет из нескольких десятков или даже сотен людей пониже, и так далее.

Внешне это напоминает Политбюро (правда принципиально без Генсека) и ЦК КПСС с той только разницей, что в КПСС вождей отбирали не по духовному росту.

Не буду здесь говорить о достоинствах такой системы. Интереснее вопрос, который уже вертится у читателя: а насколько такая схема реализуема?

А в самом деле – насколько? Я здесь не буду говорить о том, насколько клятая власть позволит. Поговорим лучше о том, а есть ли у нас для такой схемы подходящий «человеческий материал»?

Есть ли в обществе несколько людей высочайшего духовного уровня, зависит от удачи и способности общества таких людей готовить. Полагаю, что в современной России таких людей нет, или, что уж совсем точно, они никак не проявляются в информационном пространстве. Однако много интересней другой вопрос: а способны ли мы сформировать орган следующего уровня – «Верховный ЦК».

Я попробовал набросать его состав пофамильно и вспомнил анекдот, в котором одессит-оптимист пытается убедить одессита-мизантропа, что хороших людей много. Он пытается перечислить десять имен, но после Яков Семеновича, которого мизантроп признает действительно хорошим человеком, никого больше вспомнить не может: «А еще?... Яков Семеновича я называл?.. Еще?.. Еще... Я говорил про Яков Семеновича?.. Кто еще?...», и т.д..

Я разделил наше народонаселение на группы – ученые, деятели искусства, юристы, военные, бизнесмены, политики, чиновники, люди церкви, врачи, учителя, журналисты и просто мудрые люди – и стал выписывать имена тех, кто мог бы входить в такой «Верховный ЦК».

И знаете – задача оказалась очень трудной.

Ученые. Кого можно включить без вопросов? Прожив в мире разных наук сорок лет, я сумел вспомнить только двух ныне живущих математиков и одног уже ушедшего от нас психолога (у двоих из этой тройки мне повезло когда-то учиться).  

Писатели? С ушедшими проше – Окуджава, Солженицын, Пастернак... А из ныне живущих?Разве что Искандер?..

Деятели искусства. Тоже проще с почившими: Тарковский, Ростропович, Рихтер... А из живущих кто? Ну, Плисецкая. А кто еще? Норштейн?.. Хаматова?.. Темирканов?..

Деятели церкви. Та  же картина. Из ушедших, конечно, Антоний Сурожский. Он, к слову, мог быть и претендентом в полархи.  Мень. А кто из живущих?  Осипов?.. Якунин?.. Может быть, Кротов?..  

Политики, общественные деятели. Кто из живущих достигает духовного роста Сахарова? Ковалев?.. Подрабинек?.. Явлинский?..

Бизнесмены. Ходорковский? Ну, хорошо, у него как раз юбилей –  пусть будет Ходорковский. А кто кроме Яков Семеновича?..  Кто еще?

С журналистами, врачами, инженерами и военными у меня вообще ничего не получилось...

Такая вот картинка. Не то что политбюро высочайших в духовном отношении «полархов» с имеющимся человеческим материалом нам не собрать, но и набрать хотя бы несколько десятков просто очень высоких людей в «Верховный ЦК» тоже оказывается задачей непосильной.

А впрочем, попробуйте сами. Только не на уровне общих рассуждений о богатстве земли российской на платонов и быстрых разумом невтонов. А конкретно. С именами и фамилиями.