Волынь и Катынь для Польши – «две большие разницы».

На модерации Отложенный

Польский Сейм обвинил бандеровцев в «этнических чистках с признаками геноцида» .

Ох и обидела же тут Польша Украину! На днях польский Сейм принял резолюцию, обвиняющую Организацию украинских националистов (ОУН) и Украинскую повстанческую армию (УПА) в «этнических чистках с признаками геноцида» на Волыни в 1943 году. Уж от кого-кого, а от Варшавы, своего «стратегического партнера» и общепризнанного адвоката по приобщению Украины к «цивилизованной» Европе (зачастую на чисто антироссийской основе), Киев этого не ожидал. А тут – нате! «9 февраля 1943 года нападением отрядов УПА на волынское село Паросля началась грубая акция физического уничтожения поляков, которая проводилась бандеровской фракцией Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армией», – говорится в тексте резолюции.

А в проекте данной резолюции говорилось не только о преступлениях бандеровцев, но и о неприглядной активности сегодняшней украинской партии «Свобода»: «В последние годы мы наблюдаем небывалое развитие на Западной Украине культа Степана Бандеры и Украинской повстанческой армии. При полном молчании власти в Киеве и Варшаве в украинских городах появляются памятники Степану Бандере и другим руководителям ОУН, их именами называют улицы и площади, проходят марши, которые прославляют «героизм» УПА, отрицают участие УПА в убийствах поляков… Обеспокоенность также вызывает растущая на украинской политической сцене роль партии «Свобода», которая прямо навязывает идеологию и традиции ОУН-УПА».

Ну и свинью же подсунул Украине «союзничек»! И задолго до принятия резолюции весь украинский «политбомонд», включая и Партию регионов, и «проевропейские» «Батькивщину» и «Удар» (не говоря уже о самой «Свободе»), фактически единодушно назвал намерение польского Сейма недружественным жестом в отношении Украины, вмешательством в ее внутриполитические дела и даже... пособничеством России. Москва, дескать, после такого официального заявления Варшавы будет руки потирать от удовольствия.

Между тем почти не обратили внимания на то, что депутаты польского Сейма Украину-то… пощадили. Согласно историческим документам, сообщает ИА REGNUM, в результате «волынской резни» погибли около 100 000 поляков. Однако польские депутаты не стали называть такие действия УПА геноцидом, притом, что, согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, принятой ООН в 1948 году, под определение геноцида подпадают куда более «невинные» его проявления – например, «прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида». А вот «катынский расстрел», в котором сталинские чекисты якобы уничтожили несколько тысяч польских военнопленных (что, кстати, не только не доказано, но, скорее всего, сфальсифицировано), в Варшаве однозначно трактуется как «геноцид». Выходит, если украинские бандеровцы режут десятки тысяч мирных, ни в чем не повинных поляков, это «этнические чистки». А если военнопленных поляков расстреливают русские (что, повторим, никем не доказано), то это уже «геноцид» в чистом виде. И поэтому для Польши Волынь и Катынь, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Потрясающая «логика».

Впрочем, и в отношении «союзнической» Украины поляки тоже продемонстрировали изрядную «фигу в кармане». Спрашивается, с чего это вдруг польский Сейм так озаботился этой мрачнейшей страницей украинско-польской истории именно сейчас, когда у власти на Украине находится партия Януковича, которая (по крайней мере на словах) выступает против героизации бандеровцев? Почему Варшава открыто не заявила об этом ранее, когда на Украине правил Виктор Ющенко, который присвоил лидеру ОУН Бандере и главарю УПА Шухевичу звания «героев Украины»?

Политобозреватель Ян Матушевский из Киева считает, что это – явно не случайная «забывчивость». Казалось бы, поясняет он на страницах ИА REGNUM, действия польских парламентариев полностью логичны и созвучны национальным интересам Польши. Но, подвергая анализу временные рамки и причины принятия данной резолюции именно сейчас, сразу же приходится констатировать, что цель данной резолюции – послать завуалированный месседж президенту Украины Виктору Януковичу. Политика, которую проводит украинское государство в последнее время, откровенно раздражает «младоевропейцев», ответственных за вывод Украины из зоны влияния России. И раздражение это порой принимает причудливые формы в виде «словесных и документальных уколов», которым все больше и больше подвергается внешняя политика Украины.

Нестыковки с принятием резолюции именно сейчас очевидны, продолжает Матушевский. Дабы не быть голословными, зададим всего несколько вопросов. Почему принятие данной резолюции не произошло в то время, когда у власти находился Виктор Ющенко, главной отличительной чертой которого стала реабилитация и героизация военных преступников в лице Степана Бандеры и Романа Шухевича – ни много ни мало основных виновников организации геноцида поляков в Волынской области?

Почему в период «оранжевой» власти польская политэлита, лобызаясь на разных приемах с «щирым украинцем» Ющенко, напрочь забывала о том, что именно благодаря ему варварские антипольские рейды бандеровцев стали квалифицироваться со стороны украинских историков как «борьба за незалежность и самостийнисть Украины»? Почему уничтожение 80 000 поляков в Волыни казуистически названо «резней с элементами геноцида», а катынские события, например, однозначно охарактеризованы «геноцидом со стороны советского правительства (читай – русских) по отношению к полякам»? Почему в окончательном варианте резолюции о «волынской резне» даже вскользь не упоминается о колоссальной роли советских партизан, которые тысячами спасали поляков от рук озверевших бандитов из УПА?

«На наш взгляд, – резюмирует эксперт, – ответом на все вопросы является политика прагматического баланса, которую пока что с переменным успехом пытается проводить Виктор Янукович». Логика принятия поляками резолюции именно сейчас – это далеко не выпад в сторону ультранационалистов из профашистской партии Украины «Свобода»: это удар прежде всего по имиджу Украины как страны, которая позиционирует себя носителем европейских морально-этических ценностей. Как отмечает политолог Антонина Петросюк, с приходом во власть Виктора Януковича Украина сделала политический крен в сторону от однозначной поддержки антироссийского тренда, который исповедуют страны из блока «младоевропейцев» – Польша, Румыния, страны Прибалтики и так далее. «Была подписана масса договоров с Россией стратегического характера (чего стоит только подписание нашумевшего договора о продлении дислокации Российского Черноморского флота в Севастополе!), президентом Януковичем однозначно приоритетными были признаны интересы Украины, а не разных прозападных блоков и организаций. Украинский политистеблишмент стал более адекватно воспринимать роль России на постсоветском пространстве», – заявила профессор Петросюк.

Анализ информации и комментариев прозападных СМИ Украины по поводу принятия «резолюции» польским сенатом однозначно указывает на то, что самым важным фактором, предопределившим «закручивание гаек» Украине в виде резолюций, гипотетических санкций и возможного отказа от финансовой помощи со стороны европейских стран, стал судьбоносный выбор, перед которым сейчас стоит президент Янукович, а именно в какую сторону «идти» Украине – в сторону Евразийского и Таможенного союза с Россией или в сторону более плотной экономической и политической интеграции с Евросоюзом в рамках программы «Восточное партнерство». Как показывает логика событий вокруг этого ключевого вопроса, компромиссный вариант неприемлем ни для России, ни для Европы.

Принимая во внимание факты, приходится констатировать, что, к сожалению, принятие «Волынской резолюции» польским сенатом вызвано не поиском исторической правды и справедливости, а всего лишь еще одной возможностью надавить на Украину в нелегком выборе интеграционного вектора, резюмирует Ян Матушевский.

Впрочем, в этой оценке, думается, отсутствует еще одна важная мотивация, толкнувшая Варшаву к тому, чтобы фактически «застолбить» претензии к Украине. Да, пока Киев спешно двигался навстречу Европе, такую резолюцию принимать было не время: Украину запросто можно было спугнуть с «европейского» пути. Но о претензиях, за которыми маячит и вполне осязаемая зависимость Киева, в Варшаве, как видим, никогда не забывали. Не забыла же она о претензиях к России за «катынский расстрел», и уже пытается конвертировать их в многомиллиардные иски к Москве! С нищей Украины, конечно, сейчас взять нечего, но в дальнейшем украинскую вину тоже можно будет во что-то конвертировать.

Отношение Варшавы к «волынской резне», справедливо отметило на днях ИА REX, показывает, что, когда надо, у Польши на месте традиционного пафосного идеализма вдруг оказывается неожиданный прагматизм, причем чудовищно, запредельно циничный, замешанный на крови. Поляки, говорящие России: «не забудем, не простим» не только за Катынь, но и за якобы сбитый самолет Леха Качиньского, со сказочной простотой предают память десятков тысяч своих предков, чтобы просто не разозлить своего «стратегического партнера» по антироссийскому альянсу, отмечает издание.

 И действительно, стоит помнить, что многие годы Польша не предъявляла Украине никаких претензий, да и сейчас квалифицировала «волынскую резню» всего лишь как «этническую чистку». И потому всем тем в России, кто сейчас с радостью воспринял укол Варшавы в адрес Украины, не стоит обольщаться: с такой двойственностью и замешанном на крови прагматизмом польской политики никакого «светлого будущего» у российско-польских отношений быть не может.