Не проповедь о гордыне.

Чем больше живу на свете, тем больше убеждаюсь в справедливости церковного учения о том, что все зло в мире началось с притязания на первенство, когда мир раскололся от одной высокомерной усмешки.

Современным людям кажется, что богословские понятия о гордыне бесконечно далеки от них. То есть гордыня существует теоретически, но к ним не имеет отношения. Но это не так: гордыня вплелась в их мысли, слилась с привычками, с характером, даже с телом. Ведь гордыня – столь сильный яд, что отравляет не только добродетели, но даже грехи. Люди часто снисходительны к недостаткам других, если они случайны, если сделаны по недомыслию или слабости. Человек может быть милым и доброжелательным, верным, но немного скуповатым. Другой - сильный и надежный друг, но слишком любит женщин и, когда увлечен флиртом, забывает обо всем на свете. Но стоит греху гордыни прикоснуться к этим недостаткам, как они делают человека невыносимым: скупой называет это бережливостью, умением жить и умеренностью. Соблазнитель начинается гордиться своим умением увлекать женщин и становится тривиальным потаскуном и потребителем, вызывающим брезгливость.

Но большинство современных практик и воспитательных методик призывает развивать именно гордыню: стань лучшим учеником в классе, выбери престижную специальность, стань успешным в жизни, сделай карьеру… То есть стань сверхчеловеком, стань выше всех!

И с детства - из благих побуждений, конечно, - ребенку внушают эту мысль – стань лучше всех, гордись собой, и мы будем гордиться тобой. И нередко он и становится таким – любуется собой, говорит только о себе, наслаждается собой, делает блестящую карьеру… и становится одиноким.

Ведь невозможно общаться с таким человеком, который не умеет никого любить, ничем не восхищается, никем не интересуется, не умеет ни о ком заботиться, не способен на сочувствие. Такие люди невыносимы! Гордый считает себя мерой всех вещей. Гордый примеряет весь мир к себе, а не к истине.

Но люди могут испытывать радость только тогда, когда замечают мир вокруг себя, когда делают добро людям, умеют восхищаться и удивляться. Умеют просить и прощать. В детстве все люди такие, а некоторые эту способность сохраняют всю жизнь, что дает им спокойствие и силу.

«Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом».