Мои пять копеек: поклонение пустоте и запах активизма

В России любят ставить памятники, и поэтому, когда ленты запестрели новостями: «Общественное телевидение начинает сбор средств на установку памятника Стасу Михайлову в Сочи», – я совершенно не удивился. Вернее, наоборот, удивился тому, насколько все верно.

Во-первых, Общественное телевидение само по себе памятник. Один из многочисленных, странных и дорогостоящих памятников любви Медведева Д. А. к нелепым подделкам. Потешным постройкам, призванным изображать новую и настоящую жизнь. А во-вторых… Это самое «во-вторых» стоит чуть более подробного разговора.

Признаюсь: я хоть и поверхностно, но знаком с творчеством Стаса Михайлова. Ощущая масштаб феномена, но не имея возможности прочесть о новом кумире миллионов хоть что-нибудь осмысленное, поскольку писали о кумире миллионов почему-то только люди, образованные умеренно, я здраво решил, что лучше один раз увидеть. И, наткнувшись в телепрограмме на строчку «Концерт Стаса Михайлова в Кремле», сел смотреть.

Скажу честно: я выдержал минут пятнадцать. Этого хватило, чтобы физически ощутить, как в комнате сгущается тьма. Как становится холоднее, что ли. Это болезненное зрелище – не сами песни с плясками, но восторг толпы, дамы в трансе, рыдания и беснования в зале. 

Проверьте на себе, это даже любопытно по-своему. В песнях самого, говорят, популярного в стране певца нет вообще ничего. Убогие до предела, или, вернее, до беспредельности тексты. Более даже слабые, чем стандартные образцы творчества авторов радио «Шансон», с которыми, спасибо таксистам, мы все немного знакомы.

Слова, похожие на осеннюю грязь, безразлично-липкие. Понимаешь, что испачкался, но точно не понимаешь в чем. Что-то серое прилипло к брюкам. Музыка придорожной шашлычной. Плюс – искренний, наблюдаемый, данный нам в опыте восторг миллионов. Рыдания, как было сказано выше, и беснования.

Зло есть отрицание блага, говаривали древние. Отрицание бытия. Иными словами, зло – это то, чего нет. Зло – это пустота. И Стас Михайлов – тоже пустота. А восторги миллионов – диагноз стране. Ужас ведь от того и возникает, что ты понимаешь: люди, сразу много людей, среди которых наверняка и хорошие тоже есть, начали по доброй воле поклоняться пустоте. Не бездари, не плохо сделанной вещи, но именно пустоте. «Бездарь», «плохо» – это оценки, соотносимые с реальностью. А пустота не терпит эпитета. Ее просто нет. Ее нет, но вот она – есть, скачет по сцене и вызывает истерики счастья в зале.

Так кому же еще, спрошу я вас, и ставить здесь памятник? Есть ли лучший для состояния страны символ? Разумеется, в Сочи. Гигантский, раздутый, изрыгающий газовый огонь Стас. Пустой внутри при этом. Но так, чтобы из космоса было видно. И, конечно, из предельно дешевого материала. Поскольку дорогой все равно украдут при строительстве. Сочи ведь место намоленное. В общем, я даже расстроился, когда пресс-служба ОТР начала рассылать по газетам опровержения.