Гражданский инфантилизм – 2. Почему мы не можем принять ответственность на себя?

...Будут гости к нам ходить/Про систему говорить:/

Что система бяка,/Бяка-закаляка. /А они не бяки/

И не закаляки.

А. Железцов «Интеллигентская колыбельная»,

песня написана в середине 70-х (цитирую по памяти)

 

Эта история повторяется изо дня в день, из раза в раз. Стоит завести разговор об ответственности народа – неважно, всего народа или какой-то одной из его групп, например, интеллигенции,  или коммунистов, или еще какой-то группы, так немедленно звучит все та же песня с двумя рефренами: «Мы ни в чем не виноваты» (часто в редакции «Я лично ни в чем не виноват») и «Во всем виновата власть».

И  здесь даже неважно, о каком историческом периоде идет речь: были ли мы ни в чем не виноваты, когда кричали «Слава КПССС!», или ни в чем не виноваты, когда голосовали сердцем за Ельцина, или не виноваты, когда млели от молодого, энергичного, непьющего, поднимающего нас с колен. «Что я мог?» (вариант «Что я могу?»), «Это всё власть, всё она, подлая»,  «Это их дело – на то они и власть» - все это варианты одного и того же видения реальности.

Добрый царь сделает народу хорошую жизнь, плохой – плохую. И значит, весь фокус в том, чтобы посадить на трон доброго царя. С такими мыслями мы когда-то голосовали за Ельцина. Сегодня немало тех, кто с этими же мысями с удовольствием проголосовал бы за Навального. Тоже молодой, энергичный, симпатичный и, кажется, не очень сильно пьющий.

Самое интересное, что подобные суждение слышишь не от детей и даже не от юношей – «Я ни в чем не виноват» говорят и те, кому уже пора вовсю думать о душе. Но думать о своей душе у них получается мало, их больше занимают чужие души.

А ведь при всем при том это серьезные, ответсвенные люди, вполне социально адаптированные и успешные, а значит прекрасно понимающие, что никто за них ничего не сделает, и детей (а кто – и внуков) наставляющие, что всего нужно добиваться самому.

Почему же эти взрослые люди так инфантильно кричат «Это не я! Это Петька!», когда речь заходит не об их личных делах, а о делах всего общества? А потому и кричат, что взрослые они только в том, что касается их лично и непосредственно.

Потому, что их мир, освоенная ими часть мира, то, на что распространяется их «Я», - это сравнительно небольшой кусочек мира, во всяком случае, гораздо меньше, чем общество, народ или страна. В масштабах страны они не чувствуют себя частью народа. Они чувствуют себя бессильными и оттого беспомощными детьми в огромном социальном лесу.

Это и есть гражданский инфантилизм. Когда взрослый гражданин как раз как гражданин-то и оказывается маленьким ребенком. Ребенком, который боится оказаться виноватым. Ребенком, который боится принять на себя ответственность. Ребенком, который совершенно искренне не понимает , за что его, ни в  чем не виноватого наказывают. Ребенком, который придумывает сказочный мир, населенный злодеями-врагами, единственная цель которых – сделать ему какую-нибудь неприятность.

Вот в результате и начинают создаваться сказки про «могучий Советский Союз», который был так могуч, что сам собой развалился, про коварных крупноносых злодеев, подливших отраву спящему добру-молодцу, про заговоры и предательства в духе «Сказки о царе Салтане» и прочая, и прочая в том же роде.

Понятно, что ни о каких серьезных преобразованиях, проводимых людьми с таким виденьем мира, говорить не приходится.  Единственное, чего можно от них ожидать, - взрыва непослушания, когда, воспользовавшись обмороком воспитательницы, они начнут прыгать на кроватях и бросаться подушками.  Но, как вы сами, конечно, понимаете, порядка в спальне от этого больше не станет.