Спецназ или девушка Елена - гроза плохих парней!
Девушка Елена — гроза плохих парней

ЖЕНЩИНЫ в спецназе? Еще недавно это могло показаться абсурдным. Сегодня же форменные береты сил специального назначения носят барышни во многих странах мира: Англии, Германии, России и даже Индии. Беларусь — не исключение. Однако немногим известно, что в нашем милицейском спецназе уже работают две дамы — психолог Виктория Мельникова и милиционер Елена Шабанович.
Первые ассоциации с «бойцом спецназа», которые приходят на ум, — это стереотипные «мощный, тяжеловесный, угловатый». Елена легко может разрушить этот образ. Ну да, хрупкой ее не назовешь: мастер спорта международного класса по дзюдо до декретного отпуска была первым номером национальной команды. Однако при этом грации и женственности ей не занимать: озорной взгляд, красивая улыбка, легкий make–up — само очарование. В том, что эта кошечка, а лучше сказать — тигрица (рост Елены метр девяносто), может при необходимости выпустить коготки, я убедилась, когда во время фотосъемки она шутя «заломала» коллегу в штатском, случайно пробегавшего мимо и согласившегося побыть «плохим парнем» для демонстрации боевых приемов.
В спецназ Елена попала почти случайно. Конечно, в детстве она, как и многие, мечтала стать милиционером, но потом серьезно увлеклась спортом: в девять лет играла в первом составе юношеской сборной по баскетболу, в одиннадцать пошла по стопам отца, мастера спорта международного класса, и начала заниматься дзюдо.

— Гены пальцем не раздавишь, — шутит Елена. — Отец не переманивал меня, просто спросил, может, попробуешь? Там командный спорт, а здесь индивидуальный. Мой старший брат, сейчас он мастер спорта по дзюдо, тогда уже занимался. Я тоже начала. Меня тренировал отец, он работал старшим преподавателем на кафедре физвоспитания в БНТУ. Там был спортивный зал, где я индивидуально занималась. Моими спарринг–партнерами становились студенты, некоторые из них, кстати, уже тогда могли похвастаться победами на различных соревнованиях по дзюдо. Моя спортивная жизнь была очень насыщенной: иногда по девять месяцев в году я проводила на сборах и чемпионатах.
За плечами у 26–летней девушки не только спортивные достижения. Она успела окончить юридический колледж при БГУ и Белорусский государственный университет физической культуры.
— В следующем году собираюсь поступать в Академию МВД. Я всегда все успевала: и тренироваться, и учиться. Академический отпуск не брала, даже когда в положении была. Спорт, конечно, всегда на первом месте, но учебе это не мешало. Да, — на секунду кажется, что Елена удивляется, — жизнь была бурная. Свободного времени вообще не было.
После декретного отпуска (сейчас дочери Елены Елизавете четыре года) в спорт чемпионка возвращаться не стала. Пришло время воплотить в жизнь детскую мечту. Она собрала документы и... оказалась в нужное время в нужном месте. Тогда в МВД как раз появилась идея взять на службу в спецназ женщину, а тут появляется подходящая кандидатка.
Сейчас Елену называют удачным пробным проектом.
Привыкнуть к чисто мужскому коллективу Елене было несложно: с детства привыкла соперничать с парнями. На тренировках во время стажировки она показала, на что способна, и заслужила серьезное отношение коллег. Теперь никаких ухмылок, только уважение. Кстати, нормативы Елена сдавала такие же, как и мужчины, скидок для слабого пола в спецназе не предусмотрено.
— Спорт и эта работа для меня очень похожи: и на татами, и на массовом мероприятии, когда приходится обеспечивать порядок, я чувствую себя уверенно. Знаю, что без хорошего боя не сдамся. И на соревнованиях, и на службе на принятие решения есть доли секунды. Единственное отличие профессии от спорта — на чемпионатах все смотрели на меня, а теперь я слежу за тем, чтобы зрители вели себя спокойно. И у меня получается. К примеру, на футбольный матч БАТЭ — «Ювентус» пришло очень много людей, но меня толпа слушалась: уверенным четким голосом урегулировала пропуск, и все пришедшие выстроились, как в школе на уроке физкультуры, — смеется Елена. — Конечно, когда люди видели меня в форме среди ребят–спецназовцев, удивлялись, хотели сфотографироваться. Негатива в свой адрес вообще не слышала, только фразы типа: «Вот это класс! Не женщина, а мечта!» Конечно, было приятно. Естественно, девушек в спецназ набирают не для того, чтобы бросать на передовую. Но Елене очень хочется принять участие в задержании пусть не особо опасного, но преступника. Когда она говорит об этом, у нее горят глаза:

— Да, моя профессия очень опасна, но я не боюсь. Я знаю, что в любой ситуации смогу быстро среагировать. Спорт ведь тоже небезопасен: никто не застрахован от травм.
В семье к ее выбору профессии отнеслись понимающе: муж и родители поддерживают во всем, а бабушка помогает воспитывать дочь, ведь график первой белорусской девушки, служащей в спецназе, скользящий и ненормированный.
— Не скажу, что я выбрала самую женскую профессию, — улыбается она. — Но то, что одну из самых интересных и романтичных, — бесспорно.
Инспектор–психолог полка милиции специального назначения ГУВД Мингорисполкома Виктория МЕЛЬНИКОВА:
— Сейчас у нас проходят стажировку еще четыре девушки. В каких случаях они незаменимы? Например, при проведении массовых мероприятий, когда зрителям необходимо пройти обязательный поверхностный досмотр. Сотрудники мужского пола ведь не могут проверять женщин–зрительниц.
Раньше для этого привлекались сотрудницы районных управлений милиции. Теперь их помощь нам не понадобится. К тому же известно, что женщины в силу своей эмоциональной гибкости лучше мужчин способны выходить из конфликтных ситуаций.
Для того чтобы работать в спецназе, претенденткам не обязательно проходить военную службу. Основное требование — спортивные достижения, как минимум — звание кандидата в мастера спорта и наличие высшего образования.
Елена СОЛОВЬЕВА
Любовь БЕЛЯЕВА (фото)
СПЕЦНАЗ октябрь 2008 г.
Комментарии