Как мы ремонтировали зубы в 70-е годы...

Олег ЗОИН
Застой - время улыбок
Как-то незаметно возникла у Семёна серьёзная проблема с зубами. Два верхних зуба не только беспокоили изматывающими болями, но и пугали изрядными дуплами. Надо было срочно что-то предпринимать, пока Люба не разобралась и не разлюбила.
Семён, как всегда, обратился к своим добрым феям-заступницам Клавдии Михайловне и Инге Изотовне. Коренные москвички превосходно разбирались в тонкостях выживания в столице всего прогрессивного человечества.
Заставили открыть рот и осмотрели пасть пациента. Установили, что рвать рано, а ремонтировать – поздно. Надо запломбировать дырки и на проблемные зубки одеть коронки.
При этом возник небольшой спор. Если надеть стальные фиксы, то при нечаянной улыбке вид двух фикс собьёт с ног даже любящую женщину. Начальник отдела, солидный мужик, не может сверкать фиксами, как блатной пацан, только вернувшийся с очередной ходки на зону.
Значит, надо поставить золотые коронки. Но, во-первых, две коронки обойдутся, как минимум в 140-150 рубликов, а, во-вторых, работа с золотом зубным врачам строжайше, под страхом уголовной ответственности, запрещена…
Что же делать? Первый вопрос решился славно – Инга Изотовна одолжила Семёну сто рублей, а восемьдесят у него было при себе.
По кандидатуре врача женщины слегка поспорили, но возобладало мнение Инги Изотовны, она недавно сама поставила золото примерно на те же места верхней челюсти, которые собирался облагородить и Серба.
Инга Изотовна, вся любезность, по горячим следам позвонила подпольному дантисту, рекомендуя надёжного молодого человека, почему-то считая, что неполные сорок это ещё расцвет молодости, не то, что её полтинник.
Вечером, в условленное время Серба подъехал в Сокольники. Выйдя из метро в арку, пошёл по аллее в сторону парка и через пару домов свернул налево. Довоенные кирпичные пятиэтажки. Вот и нужный двор. Был наказ во двор не заходить, а стоять и ждать у пивной бочки.
У пустой бочки никто не околачивался, и стоять было спокойно. Ханурики ещё до обеда вылакали пиво и разошлись по дворам стучать в домино и резаться в шахматишки.
Точно в 18.00 к Семёну подошёл не старый, примерно Сениного поколения мужчина кавказской наружности. Аккуратные усики, то ли под Гитлера, то ли под Микояна, придавали его лицу необходимой в такой рискованной профессии мужественности.
– Как там Инга? У ней всё в порядке? Ка мне у ниё вапросов нэт?
– Она говорила, что очень довольна… – Ответил Серба.
– Вот и харашо! – Щедро улыбнулся сын Кавказа. – Сичас я пайду, а ты, маладец, слегка атстань и с ленивым видом иди за мной. Я зайду ва втарой подъезд. Туда захади и ты. Не спеша. Третий этаж, званить-стучать не надо, проста талкни двэрь, она будет не заперта… Понял, дарагой? За мной!..
Зубной доктор пошёл во двор, мимо доминошного стола в тени густого клёна, а будущий пациент за ним.
Ханурики, увлечённо стучавшие костяшками по столешнице, на Сербу не обратили ни малейшего внимания.
Действительно, одна дверь на площадке третьего этажа оказалась слегка приоткрыта, и Семён осторожно толкнул её, бесшумно проникая в коридор.
– Прахади, дарагой, туфли можешь не снимать. Пиджак-галстук сними! Садись в кресло, аткрой рот!..
Лучшая комната в двухкомнатной квартире служила зубопротезным кабинетом. Но и бормашина, и набор инструментов были так расставлены и разложены, что их можно было свернуть и спрятать в стоявшие у стенки чемоданы за пять минут.
Из кухни аппетитно тянуло жареным мясцом, а очень молодая, совсем, как Люба, особа с красивым добрым лицом воспитательницы детсада, вероятно, московская жена, несколько обезображенная огромным животом бабы на сносях, выглянула, чтобы оценить пациента пронзительным взглядом горлицы, и, застеснявшись, сразу исчезла с горизонта.
Врагами зубных врачей Семён считал себя ещё с далёких военных лет. В 1942-м, когда в семь лет активно менялись зубы, часто было проблемой выдрать зуб, даже если он уже основательно шатался. Но мама, боясь инфекции, и чтобы постоянные не выросли кривыми, была неумолима и водила Сеньку к врачу на последние копейки. Благо, живодёр жил в соседнем доме, на углу Розы Люксембург, тогда Геринг-штрассе, и Пролетарской, переименованной пришельцами в Кривоколенный тупик .
Когда первый раз Сеня зашёл с мамой в кабинет эскулапа, то прям коленки задрожали, и захотелось драпать без оглядки и прямиком в партизаны. На столике рядом с креслом была разложена целая коллекция орудий пыток – щипцы, щипчики, крючки и крючочки, костные кусачки, острые ложечки, изогнутые и прямые ножницы, долото и молоток, скальпели, хирургические и анатомические пинцеты.
Убежать не удалось – крепко схваченный мамой, орущий ночным паровозом Семён расстался с очередным зубом…
И вот опять неизбежные пытки. Но желание выглядеть прилично пересилило и пришлось смириться. Минут сорок возился живодёр, порхая больнично-белым орлом над своей жертвой. Сверлил, пилил, убивал нерв, цементировал пустоты. Наконец, снял слепки, заставив давиться кюветой с быстрозастывающей мастикой.
– Через три дня в субботу в это время падхади! Красавцем сделаю! Палтары сотни всего и никаму ни слова! Имей ввиду! Никаму! Пазвани на выходе из метро, там много автоматов. Будешь званить, спраси, каторый час.
Если скажу, “Я вам не горсправка”, то звони следующий день. Если скажу, какое время, захади, не бойся, талкай двэрь…
Через три дня, облегчив бумажник на 150 целковых, Серба вырвался от живодёра и большими прыжками рванул к метро. В следующий понедельник, придя на работу, отремонтированный Семён подвергся дотошному осмотру женским активом. Лыбясь, как Тарзан на мартышек, он по-разному открывал рот, куда дамы заглядывали так дотошно, словно скакуна покупали на ярмарке… Высокая комиссия Сенины коронки одобрила и единогласно определила, что уж теперь-то он запросто найдёт себе достойную пару и решит свой главный житейский вопрос.
Отрывок из романа "ДирижабльСОЮЗ".
Комментарии
Уж нервов и здоровья попили!!!
А вообще:
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Но рано или поздно зубы дают о себе знать, а потом их станет не хватать. Если походить по клиникам, то все они платные, да и отношение
разное. Встречают явно по одежке, ум можно
смело оставлять дома. Кому бесплатное обслуживание лучше вообще не заходить,
квалификация нижайшая. Остались те, кого в платные не подпускают на пушечный выстрел.
Проблема есть, но только для тех, кто не дружит
с деньгами. Большими деньгами...
- Нет, не согласен. Ни разу не видел, хотя есть газ который дают детям, они не спят но в дреме
В общем она нам в итоге скидку на анестетики начала предлагать, потому что ей не хорошо к концу приема становилось, привыкла что люди обычно верещат в кресле при намеке на боль.. А я знаю, что мне будет не очень больно и я потерплю, не нерв же мне драть будут. А у нее к 3 зубу нервы начали сдавать, это ж больно, а она меня без анестезии пилит.
Папе вообще нерв на живую удаляла и тот ничего, даже в кресле подремал.
Вика была в шоке. она то как раз была из нового поколения врачей и не обезболенный клиент для нее был головной болью.
У меня тоже крайне высокий болевой порог,нет стонов и воплей,после операций,от боли молча терял сознание и всё )))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Они красного цвета и не подлежат перелечиванию...
Это стекло никакая бормашина не берет. Он три насадки истратил...
жесть....
=
Власти выдавали разрешения на работу с золотом, но с трудом.
Обошлось все потом больше 1000 руб, но некоторые коронки стоят до сх пор.
сколько их ни числи - только эмаль сотрешь до корней
Осенью 1975го разболелся зуб. Работал по распределению в Москве, "сами мы не местные", ничего не знал. Завлаб дал совет. Назавтра поехал я, отпросившись с работы - то есть, за счёт нашего НИИ, на метро "Сокол", откуда ходят автобусы до усадьбы Юсуповых "Архангельское" и где тогда жил наш Всеволод Бобров, пусть он и из "конюшни".
Быстро нашёл улицу Усиевича и 2ю хозрасчётную стоматологическую поликлинику. Записался к врачу Сусловой. Надо было подождать час. Через час сел в кресло. Доктор Суслова оказалась серьёзной женщиной под 50, осмотрела рот, дала ценные советы по уходу за зубами. Осмотрела больной зуб и отругала, что поздно обратился. Сделала укол, просверлила дырку новейшей машинкой со свистом и положила мышьяк. Спросила, когда завтра смогу прийти. Я сказал, она назначила самое удобное время. Посещал этого доктора ещё 3 раза. Заплатил за все посещения 12 руб с копейками. Потом там же поставил на зуб палладиевую коронку, которая обошлась где-то в двадцатку, прослужила 25 лет.
Работала там симпатичная медсестричка, но я был бедным инженегром и не имел матримониальных планов. А жаль - через год ушёл на завод и на деньги...
Этому же научила свою дочь, которая тоже не испытывает страха перед зубными врачами.
Сейчас тоже стараюсь дважды в год показываться стоматологу, но есть большая проблема - в моём посёлке нет стоматолога, надо ехать в районный или областной центр, а там огромная очередь.
Если не располагаешь свободным временем, приходится обращаться в платные клиники, в которых зачастую пытаются навязать ненужные услуги.
==========
Не правда сказали мои пожилые родственники. Можно было, только золото своё...