Призрачно всё... Надежда Орлова http://www.calameo.com/read/000754356fef021b7e3dd Проблема реальности всегда волновала человечество .Нутром чувствуем, что наша реальность не такая уж и реальная, есть где-то пореальнее. Основоположник всего и вся древнегреческий Платон (про что речь ни заведи, обязательно с него начать надо) тоже подозревал, что жизнь наша – тень, а все самое интересное происходит в другом месте. Осталось только найти это место. Создатели античных мифов возражали, утверждая, что земная жизнь и есть настоящая, а по ту сторону гроба лишь мельтешение теней да невнятный стон. Средневековая эпоха сомнения не приветствовала, безапелляционно распланировав жизнь каждого индивидуума до и после смерти, расставив красные флажки, за которые заходить в поисках иной реальности настоятельно не рекомендовалось. Но дыхание этой, иной, реальности люди чувствовали, тайно искали ее, стремились к ней. Эпоха Возрождения грянула, как весна. Естественно, потеплело сначала на юге – солнечная Италия первая, расправив художественные крылышки, отправилась на поиски другого пространства. С достигнутого ею горизонта нам до сих пор улыбается Мона Лиза, не оставляя без работы голливудских режиссеров и мастеров исторического детектива. За художниками потянулись поэты, драматурги, актеры и прочий бомонд, отражая окружающую реальность на театральных подмостках и в литературных салонах и, может быть, создавая новую. Считая, что весь мир – театр, Шекспир в своем «Глобусе» изобразил весь мир, назвав его Эльсинором. Все было вроде бы тихо и мирно, «спокойно, как в гробу». На троне – король, на зубчатых стенах – стража, счастливые подданные трудятся на благо государства. Все было хорошо, пока не явился призрак покойного короля и не объяснил, что «все не так, как надо». Оказывается, на престоле узурпатор, убивший законного владыку с помощью яда, королева –неверная жена, а враги угрожают границам страны. И стабильный мир начинает рушиться: принц Гамлет объявлен сумасшедшим, его возлюбленная Офелия по-настоящему сходит с ума, начинается тотальная слежка всех друг за другом, процветают интриги и заговоры. В итоге окружающая действительность рухнула и, в общем, все умерли.
Призрачная реальность, возвещенная королем-привидением, оказалась реальнее существующего мира. Да, наступала эпоха призраков, которые прочно заняли место в литературе, живописи, музыке. Все они были загадочными, таинственными и явно что-то скрывали, не иначе, как настоящую реальность. Романтизм, одним словом. Он все куда-то манил, на что-то указывал, но все без толку, человечество топталось на ограниченном пространстве видимого земного мира. И человечеству это надоело: раз не можем найти эту реальность, значит, ее нет. Началась эпоха промышленного развития, дарвинской биологии, ницшеанской философии. Но от себя не убежишь, точнее, от жажды иного. И дверь новому призраку распахнули те, от кого этого совсем не ожидали, –основоположники научного коммунизма, вдруг прооравшие на весь мир, что-де «призрак бродит по Европе» и имя ему – коммунизм. Он-то и построит нам новую реальность, прекрасную, как сон Веры Павловны. И призрак взялся за дело и построил. Но вышло приблизительно, как у Шекспира: опять все умерли всерьез, несмотря на утверждения, что даже покойники в этой новой жизни «живее всех живых» и мудро управляют народом из-под гробовой доски. Теперь вот опять в поисках – Индия ли с Тибетом, восстановленные ли храмы или нанотехнологии впустят нас, наконец, в лучший мир из этого, старого, который человечество изрядно подпортило. У Айвазовского есть картина на евангельский сюжет –«Хождение по водам». В кромешной ночной темноте бушуют волны, раскачивая утлый челн с находящимися в нем учениками. Нет ни луны, ни звезд – ненастье застилает небо, но картина освещена – источником света является Христос, идущий по водам. И от Него к гибнущим людям поверху беснующейся стихии простирается световая дорожка. «И ученики, увидев Его идущим по морю, встревожились и говорили: „Это призрак“ – и от страха вскричали» (Мф.14:26). Удивительно и естественно... До сих пор, встречая Истину, люди принимают ее за миф, а вот обманные образы греха объявляют смыслом и основой бытия. Трудно человеку, ограниченному временем и пространством, отделить ложь от правды, реальное от кажущегося, свет от тени. Поэтому он обречен на бесконечную гонку за призраком, пока не обретет Реальность.
10
726
3