2012 год может войти в историю как год исторического перелома, брат?

Когда историки по прошествии столетий будут излагать историю России конца XX – начала XXI века, то, вероятно, 2012 год будет оценен ими как время исторического перелома. До этого страна, начиная с перестройки, находилась в затяжном отступлении. Далее, как стало ясно к концу 2011 года, отступать было некуда.

В актуальной повестке к началу президентской избирательной кампании существовал сценарий, который состоял в окончательной десуверенизации России. Но повторения 1991 года не произошло. Власть (а точнее, главный, а может, единственный актор властной команды) избрала сценарий № 2. То есть на высшем властном уровне произносятся слова: «Россия – государство-цивилизация», «духовные скрепы российской государственности», «патриотическое воспитание», «иностранные агенты»… На таком языке власть не разговаривала с народом вот уже более четверти века. Что это – начало долгожданного возрождения?

Такая вероятность существует. Но вместе с тем в событийной канве этого года было и совершенно иное – вступление в ВТО, провозглашение нового этапа приватизации, продолжающийся разгром системы образования. Противоречия между прежним либерально-космополитическим вектором и вектором восстановления цивилизационно-идентичной державности обострились как никогда прежде.

Попытки соединить либерализм и российскую державность, усесться на двух стульях одновременно обречены на неуспех. Консенсус между этими идеологическими полюсами практически невозможен. В 2013 году В.В. Путину придется, очевидно, окончательно определиться, кто он – державник или либерал. Если за словами последуют далее практические шаги по восстановлению цивилизационно-идентичной России, президентские выборы и послание президента Федеральному Собранию 2012 года войдут в перечень важнейших дат в истории российской государственности.

Вардан Багдасарян