Если бездействуют власти Татарстана, должны вмешаться власти России

В республике и во всем Поволжье отмечен рост мусульманского экстремизма

Похоже, власть все-таки обеспокоил явный рост мусульманского экстремизма в Татарстане, да и во всем Поволжье. Пока, правда, это относится преимущественно к властям федеральным, в то время как их региональные коллеги продолжают изображать, что на подведомственной им территории стоит «тишь, да гладь, да Божья благодать». Но даже власти Татарстана вынуждены как-то подстраиваться под новые веяния федерального центра. Правда, при этом всячески их саботируя…

Анализ поступающей информации позволяет сделать вывод о значительном росте числа мусульманских общин, связанных с экспансией в регионе сторонников международных экстремистских организаций, признал сегодня в Нижнем Новгороде помощник полпреда президента РФ в ПФО Анатолий Загрядский, сообщает местный выпуск «Коммерсанта». Среди этих организаций «Аль-Каида», «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиги джамаат», «Талибан», рассказал высокопоставленный чиновник ПФО. В основном зарубежные эмиссары едут в Поволжье из Саудовской Аравии, Египта и Пакистана. По данным полпредства, исламский фактор оказывает «существенное влияние на оперативную обстановку в регионах со значительным количеством мусульманского населения», к которым относятся Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Оренбургская, Ульяновская, Самарская, Пензенская области.

«Деятельность радикальных исламских организаций направлена на формирование в отдельных российских регионах, в том числе экономически привлекательных, выгодных условий для последующего политического и экономического освоения, вплоть до постепенного отрыва», признал Загрядский. По его словам, это достигается с помощью миссионерской работы, проводящейся «под прикрытием гуманитарных и благотворительных проектов, создания религиозно-политических центров». В итоге в регионах формируется «новая политическая элита, ориентированная на радикально настроенных исламских клерикалов». Среди факторов, способствующих «успешному распространению радикальных исламских течений на территории округа», представитель ПФО отметил разобщенность в среде российских мусульманских лидеров, проповедующих традиционный ислам, неэффективность возглавляемых ими структур, отсутствие достаточного количества пропагандистов, способных противостоять радикальной идеологии.

Власти Татарстана, впрочем, пока не спешат разделять эту обеспокоенность федерального центра: по их словам, республика по-прежнему остается оплотом «межнационального и межконфессионального мира», одной из скреп, на которых держится вся конструкция Федерации. Но тут 24 октября случилось невероятное: в одном из районов Казани был введен режим контртеррористической операции, раздались полагающиеся в этом случае взрывы, стрельба, были ликвидированы два террориста (при этом, правда, погиб и сотрудник ФСБ)... Все это, мягко говоря, не очень укладывается в ту идиллическую картину мира и согласия, которую рисовали местные власти. И в кои-то веки они позволили местным СМИ озвучить совсем иную точку зрения.

В понедельник в Казани прошла пресс-конференция, посвященная проблеме усиления исламистского экстремизма в республике. Одной из подвижек в осмыслении ситуации, сообщает присутствовавший там корреспондент ИА REGNUM, явилось то, что встречу организовала местная редакция «Комсомольской правды», которая работает в тесном взаимодействии с республиканскими властями. Более того, анализ последних событий представил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раис Сулейманов, который ранее не воспринимался Казанским Кремлем в качестве эксперта по теме, а деятельность РИСИ в республике часто встречала открытое противодействие. Однако после печальных событий 24 октября отчет о пресс-конференции напечатало даже официальное республиканское агентство «Татар-информ».

Сулейманов же обрисовал истинное положение дел с усилением исламского присутствия в Татарстане. По его словам, в настоящий момент исламистское сообщество в республике действует тремя направлениями: «Есть боевое крыло, которое представлено «моджахедами Татарстана», политическое крыло организаторы и участники уличных акций (митингов, пикетов, автопробегов), и лоббистское крыло представители региональной бюрократии, которые не дают принимать превентивные меры в отношении ваххабитского сообщества правоохранительным органам».

«Получается следующая ситуация: как только боевое крыло заявляет о себе в форме теракта или обстрела, через некоторое время на арену выходит политическое крыло, которое сейчас представлено хизб-ут-тахрировцами из мечети «Аль-Ихлас». Они, используя либерально-правозащитную или религиозную демагогию, стремятся к легализации собственного присутствия и внедрению идеологии халифатостроительства в обществе. Когда возмущенное общество требует обуздать обнаглевших исламистов, начинает работу лоббистское крыло, которое всячески блокирует превентивные меры со стороны правоохранительных органов в отношении фундаменталистов», рассказал эксперт.

В подтверждение своих слов он обратил внимание на то, что единственное, что сумели сделать власти Татарстана в ответ на дерзкое убийство 19 июля с. г. в Казани умеренного духовного лидера Валиуллы Якупова, внести поправки в местный закон о религиозных организациях, позволившие хоть как-то решить проблему зарубежного религиозного образования. Однако попытки отдельных граждан в судебном порядке обуздать наглость исламистов, как это попытался сделать казанский юрист Андрей Железнов-Липец, были подавлены лоббистами фундаментализма в региональной элите, отметил эксперт.

Упомянутый им Андрей Железнов-Липец, напомним, подал на днях в местный суд иск с требованием разобраться, почему 26 октября с. г., в праздник Курбан-Байрам, около 30 машин проехали по Казани с развернутыми черными флагами экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир». «Что-то я не припомню, чтобы татары таким способом праздновали Курбан-Байрам, проезжая с флагами халифата. Это знамена запрещенных террористических организаций, вне зависимости от того, что написано на них», отметил после этой акции эксперт РИСИ Раис Сулейманов. Но казанский суд в иске Андрею Железнову-Липцу отказал, а местная полиция «наказала» участников акции лишь смехотворными штрафами за превышение скорости и отсутствие при себе водительских прав. Вот как «борются» власти Татарстана с исламским радикализмом.

Даже после спецоперации 24 октября исламисты чувствуют себя в республике безнаказанно, резюмирует Раис Сулейманов. И если вспомнить описанную им схему «триединого» исламского фронта, наступающего на республику, с этим выводом остается лишь согласиться.

По мнению Сулейманова, которое приводит Интерфакс, федеральному центру пора вмешаться в ситуацию в Татарстане. Отрицать ваххабитское сообщество, действующее в республике, уже просто глупо. «Если не действуют региональные власти пусть действуют федеральные. Это единственное, что остается делать в этой ситуации», считает он. Иначе он не исключает возможности «захвата какого-то торгового центра, повторения у нас Беслана или «Норд-Оста». Кроме того, напоминает эксперт, на носу проведение в Казани Универсиады, и исламские радикалы вполне могут преподнести к этому событию «сюрприз» например, с захватом заложников.