Развивающиеся страны выстроились в очередь в БРИКС на фоне растущих цен на энергоносители

На модерации Отложенный

В то время как развивающиеся страны оправляются от последствий пандемии Covid-19 и сталкиваются с финансовыми трудностями из-за повышения процентных ставок в США, группа БРИКС стремится расширить свой состав для решения общих проблем.

На 14-м саммите организации Китай, Россия и Индия обсудили возможное вступление Египта, Саудовской Аравии и Турции, которые, согласно сообщениям, готовят соответствующие заявки.

В июне стало известно, что Иран и Аргентина уже подали такие заявки при поддержке Китая. Кроме того, международные СМИ сообщали, то Алжир, Бангладеш, Индонезия, Мексика, Нигерия, Судан, Сирия, Пакистан и Венесуэла выразили заинтересованность во вступлении в БРИКС.

Пока совершенно неясно, кто из них присоединится и когда, поскольку нет официально утвержденного порядка приема новых членов, и любое вступление, скорее всего, будет поэтапным. Однако расширение БРИКС может предоставить развивающимся рынкам новые возможности для создания экономической синергии.

В последние годы этот альянс стал центральной движущей силой мировой экономики. По состоянию на декабрь 2021 года на долю стран БРИКС приходилось 40 процентов мирового населения, 25 процентов номинального глобального ВВП, 30 процентов площади суши и 18 процентов общих торговых потоков. При этом общая сумма международных резервов составляет 4 триллиона долларов.

Вторжение России на Украину и западные санкции подтолкнули Китай и Россию к попытке отказаться от доллара США в качестве средства расчетов и увеличить двустороннюю торговлю в национальных валютах, особенно в важнейшем энергетическом секторе. Смарта 2022 года объем торговли в юанях и рублях значительно вырос.

Резкий рост российского импорта китайских товаров за юани также был вызван укреплением российского рубля, чему способствовали высокие цены на углеводороды.

Согласно сообщениям, Россия также планирует закупки юаня, индийской рупии и турецкой лиры в качестве резервов для своего фонда национального благосостояния, поскольку курсы этих валют ослабли, а продажи российских энергоносителей выросли.

Объем двусторонней торговли Индии с Россией также заметно увеличился, чему способствовал резкий рост импорта нефти.

В апреле Индия импортировала 25 тысяч баррелей в сутки, а в мае этот показатель достиг 600 тысяч баррелей в сутки.

В июле центральный банк Индии объявил о намерении позволить внутренним импортерам покупать товары в рупиях, которые затем будут зачислены на счет стране- импортеру для обеспечения беспрепятственных операций с Россией.

А в начале августа агентство Reuters сообщило, что Турция также готова укреплять сотрудничество с Россией, перейдя на рубли в расчетах за газ.

Разговоры о том, что укрепление единства и торговли между развивающимися рынками может способствовать экономическому росту и призывы к расширению БРИКС начались в 2013 году и получили новый импульс в 2017 году, когда председательство в БРИКС перешло к Китаю. Однако пока эти инициативы не имели особого успеха.

Критики утверждают, что нынешнее стремление к расширению БРИКС обусловлено намерением Китая занять более заметное место в мировой экономике. К тому же, в то время как Россия и Южная Африка поддерживают расширение альянса, Бразилия и Индия не проявляют в этом отношении особого энтузиазма.

Тем не менее, срочность решения глобальных проблем продовольственной безопасности может перевесить любые опасения и способствовать сплочению между потенциальными членами БРИКС.

Импортеры продовольствия, такие как Саудовская Аравия, могли бы добиться для себя большей продовольственной безопасности, одновременно открыв двери для увеличения продаж энергоносителей.

Расширение сотрудничества в области зеленой энергетики также может оказать существенное влияние на глобальную борьбу с изменениями климата. Доля электроэнергии, производимой из возобновляемых источников в странах БРИКС, возросла с 19 процентов в 2010 году до 37 процентов в 2020 году.

По мере того как мир переходит к более экологически безопасным источникам энергии, у стран БРИКС появляется множество возможностей для увеличения трансграничной торговли электроэнергией и морской торговли водородом.

Создание Платформы энергетических исследований БРИКС в 2018 году и публикация дорожной карты энергетического сотрудничества в 2020 году демонстрируют, что группа обладает институциональным потенциалом для расширения в этой области.